Сибирские огни № 08 - 1970
КНИЖНОЕ ОБОЗРЕНИЕ Д» Ч и 5» о в ОТ КОРНЯ КРЕПОСТЬ БЫЛИНКИ Г оворят, чем старше человек, тем от четливей видит он дни своей ранней молодости. Но оживают эти дни в памяти и в сердце бывалого человека не потому, что он все чаше и чаще оглядывается на свое прошлое и жалеет о безвозвратно ушедшей юности, но потому, что он глубже >уходит в думы о настоящем, о том, что происходит на его глазах сегодня. И от всей души хо чет помочь молодым сделать наше сегодня и в особенности наше завтра светлее и чи ще. Посоветовать им, как лучше избавить ся от тех «ракушек», что в повседневной будничной текучке незаметно «налипают нам на бока» и мешают, очень мешают жить полнокровной жизнью... Тех, кто знает Григория Коновалова не только по отмеченным широким признани ем «Истокам» — этой эпопее о богатырском подвиге нашего рабочего класса в годы Ве ликой Отечественной войны, — но и по та-, ким его произведениям, как «Калмыцкий брод», «Вчера» и «Степной маяк», не могло удивить возвращение писателя к деревен ской теме,' согретой к тому же личными впе чатлениями художника о днях своей юно сти На этот раз Г. Коновалов, как бы про должая то, чем закончил когда-то повесть «Вчера», создал поэтическое повествование о жизни нашей деревни на крутом истори ческом переломе —,в канун и первый год коллективизации1. О своей тяге к близким и родным его Г Г. К о н о в а л о в Былинка в поле. Роман. «Москва», 1969, № 6, 7, сердцу картинам деревенской жизни Г. Ко новалов писал недавно в лирических «Ду мах о Волге»: «Край мой песенный. Поют на посиделках, попрядушках, девишниках, поют на улицах, на берегу реки парни и девки... И думается под эту песню о нравствен ном содержании твоей жизни. Что за люди влияли на тебя в детстве, отрочестве, юно сти? Чему учили их слова и поступки? Ка кие события и с какой глубиной отража лись на твоем духовном формировании? Как складывался в тебе человек, какие от леты от человечного случались, и как снова человеческое брало верх?»1. Воспоминания молодости... Они явились для Г. Коновалова той питательной почвой, на которой произросла многоцветная луго вина его нового живописного полотна. Но суть дела не только в самом этом, е таким тщанием написанном полотне, поэтическое обаяние которого будет воспринято по-раз ному: одни увидят здесь именно то, что уви дел и запечатлел художник, другие же мот гут пройти мимо и не заметить того, что нужно. Многое будет зависеть от степени личной сопричастности читателя к индиви дуальному опыту писателя. Суть же дела и соль дела в с о в р е м е н н о м взгляде повествователя на судьбы людей. Не ны нешних, а тех, которые в тяжких муках и страданиях пролагали путь в то самое бу дущее, плоды которого мы пожинаем се годня. В «Думах о Волге» Г. Коновалов вы сказал свои заветные мысли о роли исторического опыта в жизни народа: «у сильного народа надежно крепка историче ская память, и никакие завихрения, произ водимые Иванами, не помнящими родства, не могут притупить эту память. Народ, те ряющий историческую память, перестает быть великим... Недаром же вражеская гло бальная стратегия всегда нацеливается на сердце и разум народа, чтобы отбить на- 1 Г. К о н о в а л о в . Думы о Волге, «Молодая гвардия», 1969, № 4.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2