Сибирские огни № 08 - 1970

КНИЖНОЕ ОБОЗРЕНИЕ Д» Ч и 5» о в ОТ КОРНЯ КРЕПОСТЬ БЫЛИНКИ Г оворят, чем старше человек, тем от­ четливей видит он дни своей ранней молодости. Но оживают эти дни в памяти и в сердце бывалого человека не потому, что он все чаше и чаще оглядывается на свое прошлое и жалеет о безвозвратно ушедшей юности, но потому, что он глубже >уходит в думы о настоящем, о том, что происходит на его глазах сегодня. И от всей души хо­ чет помочь молодым сделать наше сегодня и в особенности наше завтра светлее и чи­ ще. Посоветовать им, как лучше избавить­ ся от тех «ракушек», что в повседневной будничной текучке незаметно «налипают нам на бока» и мешают, очень мешают жить полнокровной жизнью... Тех, кто знает Григория Коновалова не только по отмеченным широким признани­ ем «Истокам» — этой эпопее о богатырском подвиге нашего рабочего класса в годы Ве­ ликой Отечественной войны, — но и по та-, ким его произведениям, как «Калмыцкий брод», «Вчера» и «Степной маяк», не могло удивить возвращение писателя к деревен­ ской теме,' согретой к тому же личными впе­ чатлениями художника о днях своей юно­ сти На этот раз Г. Коновалов, как бы про­ должая то, чем закончил когда-то повесть «Вчера», создал поэтическое повествование о жизни нашей деревни на крутом истори­ ческом переломе —,в канун и первый год коллективизации1. О своей тяге к близким и родным его Г Г. К о н о в а л о в Былинка в поле. Роман. «Москва», 1969, № 6, 7, сердцу картинам деревенской жизни Г. Ко­ новалов писал недавно в лирических «Ду­ мах о Волге»: «Край мой песенный. Поют на посиделках, попрядушках, девишниках, поют на улицах, на берегу реки парни и девки... И думается под эту песню о нравствен­ ном содержании твоей жизни. Что за люди влияли на тебя в детстве, отрочестве, юно­ сти? Чему учили их слова и поступки? Ка­ кие события и с какой глубиной отража­ лись на твоем духовном формировании? Как складывался в тебе человек, какие от­ леты от человечного случались, и как снова человеческое брало верх?»1. Воспоминания молодости... Они явились для Г. Коновалова той питательной почвой, на которой произросла многоцветная луго­ вина его нового живописного полотна. Но суть дела не только в самом этом, е таким тщанием написанном полотне, поэтическое обаяние которого будет воспринято по-раз­ ному: одни увидят здесь именно то, что уви­ дел и запечатлел художник, другие же мот гут пройти мимо и не заметить того, что нужно. Многое будет зависеть от степени личной сопричастности читателя к индиви­ дуальному опыту писателя. Суть же дела и соль дела в с о в р е м е н н о м взгляде повествователя на судьбы людей. Не ны­ нешних, а тех, которые в тяжких муках и страданиях пролагали путь в то самое бу­ дущее, плоды которого мы пожинаем се­ годня. В «Думах о Волге» Г. Коновалов вы­ сказал свои заветные мысли о роли исторического опыта в жизни народа: «у сильного народа надежно крепка историче­ ская память, и никакие завихрения, произ­ водимые Иванами, не помнящими родства, не могут притупить эту память. Народ, те­ ряющий историческую память, перестает быть великим... Недаром же вражеская гло­ бальная стратегия всегда нацеливается на сердце и разум народа, чтобы отбить на- 1 Г. К о н о в а л о в . Думы о Волге, «Молодая гвардия», 1969, № 4.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2