Сибирские огни № 08 - 1970

щение страсти простого человека в «Две­ надцати» должно осмысляться как выявле­ ние поэзии его личности»1, П. Громов вы­ сказал предположение: только в этом ряду полностью проясняется признание самого поэта, что поэма писалась в согласии со стихией, как это было и в 1907 и 1914 годах, при создании любовных циклов «Снежная маска» и «Кармен». Сопоставляя «Двенадцать» со столь личностными циклами, А. Блок вряд ли исчерпывал .эту связь душевной драмой Петрухи, однако критик .прав в том, что любовный сюжет должен рассматриваться как составной элемент философско-истори­ ческого содержания поэмы. И так как для А. Блока очистительный смысл революции немыслим вне представ­ ления о новом человеке-артисте. о полно­ те его связей с многообразием бытия, то в образе раненного любовью красногвардей­ ца поэт полемически противопоставил мерт­ вым душам буржуазного общества живую страсть новых людей, пусть и искалеченных старым миром, но пришедших расчистить его в огневых вихрях революции. Тогда и снимается столь обычное в ра­ ботах о Блоке противопоставление якобы индивидуально-свихнувшегося Петрухи слитному образу его одиннадцати товари­ щей. Двенадцать красногвардейцев поэмы — это не роевой образ, а чрезвычайно слож­ ный символ революционной слитности на­ рода в его борьбе, его классового братства, и в то же время бурной, жаркой активно­ сти личного начала, порыва души, глубо­ чайше переплетенного с мукой, злобой и святой верой народа-коллектива, зашагав­ шего по земле державным шагом. Все двенадцать участвуют в драме Пет- ’ П Г р о м о в . А Блок, его предшественники и современники. М ,—Л ., 1966, стр. 500, 501. рухи, разделяют его горе, ибо его траге­ дия —отражение их общей жизненной дра­ мы. Все это могло произойти с каждым из них. Вот: почему любовный сюжет Петру­ хи —Катьки одновременно является нрав­ ственным конфликтом всего дозора красно­ гвардейцев, революционным вихрем носи­ мых по растревоженной вьюжной улице. Выделять Петруху из отряда, третиро­ вать его ролы как арьергардную можно с таким же основанием, с каким доказывать, что «пес голодный» обреченного мира плелся не за всем отрядом, а лишь ра его «несознательным», бойцом. Но тогда гени­ альный эпос Блока был бы низведен нами всего лишь до уровня назидательной притчи. В сентябре 1919 года Советской властью был издан декрет о квартирах и началось переселение трудящихся из подвалов и тру­ щоб. Уплотнению подверглась и квартира А. Блока, в нее должен был вселиться «мат­ рос с подругой». По этому поводу 16 сентября, явно ис­ пытывая удовольствие, А. Блок записала «Вечером пришел матрос с подругой, смот­ рел «Двенадцать» и решил освободить квартиру» (IX, 475). Нет, не случайно отметил поэт «матро­ са с подругой»,— ведь за несколько месяцев до этого он защитил «матроса с прости­ туткой» от интеллигентских желчевиков, напомнив, что подобная «классическая па­ ра» не ровня буржую с проституткой, что тут может быть нечто высокое и чистое. Радуясь уважению матроса к автору «Двенадцати», А. Блок не сомневался, что душу этого матроса покорила столь близкая ему драма красногвардейского «братишки» Петрухи. Узнав в поэте «своего» автора, герой в тельняшке и освободил почтительно квартиру... !2 Сибирские огни № 8

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2