Сибирские огни № 08 - 1970
щение страсти простого человека в «Две надцати» должно осмысляться как выявле ние поэзии его личности»1, П. Громов вы сказал предположение: только в этом ряду полностью проясняется признание самого поэта, что поэма писалась в согласии со стихией, как это было и в 1907 и 1914 годах, при создании любовных циклов «Снежная маска» и «Кармен». Сопоставляя «Двенадцать» со столь личностными циклами, А. Блок вряд ли исчерпывал .эту связь душевной драмой Петрухи, однако критик .прав в том, что любовный сюжет должен рассматриваться как составной элемент философско-истори ческого содержания поэмы. И так как для А. Блока очистительный смысл революции немыслим вне представ ления о новом человеке-артисте. о полно те его связей с многообразием бытия, то в образе раненного любовью красногвардей ца поэт полемически противопоставил мерт вым душам буржуазного общества живую страсть новых людей, пусть и искалеченных старым миром, но пришедших расчистить его в огневых вихрях революции. Тогда и снимается столь обычное в ра ботах о Блоке противопоставление якобы индивидуально-свихнувшегося Петрухи слитному образу его одиннадцати товари щей. Двенадцать красногвардейцев поэмы — это не роевой образ, а чрезвычайно слож ный символ революционной слитности на рода в его борьбе, его классового братства, и в то же время бурной, жаркой активно сти личного начала, порыва души, глубо чайше переплетенного с мукой, злобой и святой верой народа-коллектива, зашагав шего по земле державным шагом. Все двенадцать участвуют в драме Пет- ’ П Г р о м о в . А Блок, его предшественники и современники. М ,—Л ., 1966, стр. 500, 501. рухи, разделяют его горе, ибо его траге дия —отражение их общей жизненной дра мы. Все это могло произойти с каждым из них. Вот: почему любовный сюжет Петру хи —Катьки одновременно является нрав ственным конфликтом всего дозора красно гвардейцев, революционным вихрем носи мых по растревоженной вьюжной улице. Выделять Петруху из отряда, третиро вать его ролы как арьергардную можно с таким же основанием, с каким доказывать, что «пес голодный» обреченного мира плелся не за всем отрядом, а лишь ра его «несознательным», бойцом. Но тогда гени альный эпос Блока был бы низведен нами всего лишь до уровня назидательной притчи. В сентябре 1919 года Советской властью был издан декрет о квартирах и началось переселение трудящихся из подвалов и тру щоб. Уплотнению подверглась и квартира А. Блока, в нее должен был вселиться «мат рос с подругой». По этому поводу 16 сентября, явно ис пытывая удовольствие, А. Блок записала «Вечером пришел матрос с подругой, смот рел «Двенадцать» и решил освободить квартиру» (IX, 475). Нет, не случайно отметил поэт «матро са с подругой»,— ведь за несколько месяцев до этого он защитил «матроса с прости туткой» от интеллигентских желчевиков, напомнив, что подобная «классическая па ра» не ровня буржую с проституткой, что тут может быть нечто высокое и чистое. Радуясь уважению матроса к автору «Двенадцати», А. Блок не сомневался, что душу этого матроса покорила столь близкая ему драма красногвардейского «братишки» Петрухи. Узнав в поэте «своего» автора, герой в тельняшке и освободил почтительно квартиру... !2 Сибирские огни № 8
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2