Сибирские огни № 08 - 1970
ставляет «распутинскую похоть» Петрухи, то великолепнейшим свидетельством может послужить блоковская статья 1919 года «О репертуаре коммунальных и государ ственных театров». В статье мы обнаружим не только авторскую реабилитацию Петру хи от несправедливых посягательств кри тиков, но и нечто весьма существенное для понимания драматической коллизии поэмы. В статье этой А. Блок счел необходимым защитить репертуар тогдашнего Народно го Дома в Петрограде от интеллигентского брюзжания по поводу «низведения» театра к уровню вкусов «толпы». Блок гневно возражал: «Можно сколь ко угодно острить, называя Народный Дом «публичным домом», но это — остроумие мертвое, бюрократическое, безответствен ное. Матрос и проститутка были, есть и бу дут неразрывной классической парой, вро де Арлекина и Коломбины, пока существу ют на свете флот и проституция; и если смотреть на это как на великое зло — и ■ только, то жизни никогда не поймешь, ни когда прямо и честно в ее лицо — всегда полузаплеванное, полупрекрасное — не по смотришь. Мы все отлично, в, сущности, знаем, что матрос и проститутка нечто со вершенно иное, чем «буржуй» с той же са мой проституткой, что в этой комбинации может не быть тени какой бы то ни было грязи; что в ней может быть нечто даже очень высокое, чему не грех бы поучить сонных мужа и о^ену, дожевывающих свою послеобеденную жвачку в партере образцо вого театра» (VI, 279). В этом замечательном отрывке нам остается лишь заменить матроса с прости туткой —Петрухой с Катькой, и строй мыслей Блока полностью подойдет к си туации поэмы «Двенадцать». Блок реши тельно противопоставляет матроса — по- шляку-буржуа, ибо буржуа >—человек мерт вой души. Поэтому и Ванька, изменивший трудовому братству, становится пошляком, «буржуа» — «с физьономией дурацкой»; поэтому его «роман» с Катькой нестерпимо вульгарен, в отличие от угарного, но под линного чувства Петрухи, в котором есть «нечто даже очень высокое». В своих лирических пьесах, а затем и в революционной поэме, Блок вновь и вновь обращался к классической «паре» и «треу гольнику», в каждом случае пытаясь ре шить какие-то новые мучившие его загад ки. Связь драматургии А. Блока с поэмой «Двенадцать» — тема особая, а тут следует лишь отметить, что впервые именно в поэ ме Блоку удалось любовный конфликт свя зать с конфликтом социальной действитель ности. Любовная драма не накладывается на события времени, а становится выраже нием этого времени. Мы помним, как А. Блок решительно возражал против представления, что «Ро за и Крест» —драма историческая. Ему важно было разыграть в лицах определен ную психологическую коллизию, и он из брал Францию XIII века, ибо полагал, что там эта коллизия, характерная для поме щичьих нравов любого века и любой стра ны, существовала в наиболее чистом виде. Он следил лишь за тем, чтобы не противо речить историческим фактам и не ошибить ся в провансальских и бретонских назва ниях. В драмах «Балаганчик» и «Незнаком ка» действующие лица также условны, ведь автор использовал их лишь как «ру- поры идей». И это невзирая на то, что по эт придерживался элементов внешнего правдоподобия и даже кабачок «Незнаком ки» описал по знакомой ему пивной. Драматургия становилась творческой драмой самого Блока. Он никак не мог уло вить, почему действующие лица его пьес в конце концов оставались лишь тенями его идей, тогда как он желал, чтоб они были живыми личностями. В поэме «Двенадцать» действующие ли ца немыслимы вне данной эпохи, эпохи ре волюции. Больше того, поэма превратилась в широкую эпопею революции, хотя и при урочена к одному ее мигу — разгону Учре дительного собрания. Став драмой реаль ного и неповторимого времени, поэма «Две надцать? воспроизвела индивидуальные ха рактеры, немыслимые вне определенной обстановки, однако выражающие обобще ние грандиозной эпохи, действующими ли цами которой они являлись. Выступив че’рез год после создания «Двенадцати» в защиту высокого и чисто го в «классической комбинации» матроса и проститутки, Блок косвенно отверг и враж дебные инсинуации критики, шокированной тем, что певец возвышенной любви, соз датель изысканного образа Прекрасной Дамы, снизошел к площадной страсти тех, кому «на спину б надо бубновый туз». Нет ничего удивительного, что враждеб ная «Двенадцати» критика тогда же клас совым чутьем уловила, что йоэт .трагически возвысил любовь человека из народа! Значение поэмы «Двенадцать» в том, что и в самых низовых бойцах революции, в прямых наследниках бунтарей пугачев ской складки она раскрыла не только огульную силу классовой ненависти, но и людей индивидуальной судьбы, полных жи вой страсти, ярости и вполне оправданно го стремления к счастью. Вот почему с та ким вдохновением представил Блок кра сногвардейца Великого Октября человеком, которому свойственны хмельная жадность к запахам земли-, буйство крови, зажжен ной огневыми очами толстоморденькой Катьки. Справедливо отметил П. Громов, что «именно с лирикой Блока прежде всего и больше йсего связано изображение любви Петрухи в «Двенадцати», что «своеобразно • выраженной, но подлинной поэзией страсти охвачен простой человек Петруха», что его страсть и раскаяние трагичны и «в каком- то смысле столь же высоки, как «черная злоба, святая злоба», однозначны ей». Заметив там. же, что «трагическое осве-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2