Сибирские огни № 08 - 1970
«Двенадцать»... непрерывно звучащего с эстрад всех пролеткультов столицы»* 1. Другой аноним подхватывал: «В этих стихах поэт уходит от овладевших им в по следнее время тем в соловьиный сад чи стой поэзии и слагает прежние гимны, ко торые так высоко ценят любители истинной нетленной поэзии»2. В следующем месяце в открытую высту пил О. Леонидов: «...оправданием для «за травленного» за политику А. Блока является только что вышедшая новая поэма его «Со ловьиный сад». Каковы бы ни были полити ческие уклоны поэта, раз он остается преж ним истинным художником, он выше подо зрений...»3. Вслед за тем на эту же тему острил Н. Н. Русов в статье «Революция и соло вей»: «Соловьиный сад» А. Блока — неудач ный роман между искусством и трудом. Очевидно, нельзя быть одновременно ос лом ,и поэтом... Бедный Александр Блок, рыцарь Прекрасной Дамы, неудачливый то варищ бедного вьючного осла!»4 Так враждебная поэту критика не толь ко стремилась скомпрометировать полити ческую позицию автора «Двенадцати», но слепо прошла и мимо трагического проти воречия, заложенного в другой поэме, по казавшейся ей безобидной. Характерно, что Ю. Айхенвальд, кото рого так шокировали «грубые» «Двенад цать», вскоре после появления поэмы по святил ей статью, где иронизировал, что ее любовный сюжет подогнан к революции по логике — в огороде бузина, а в Киеве дядька. «Действительно, — писал он, — раз ве- то, что Петька, ревнуя к Ваньке, убил Катьку, — разве это не стоит совершенно особняком от социальной или хотя бы толь ко политической революции?.. Правда, Петька, один из двенадцати, — красногвар деец; по-видимому, как раз эта дань моде, этот последний крик современности и вы нудили Блока написать свое'кровавое проис шествие на фоне именно революции. Так по лучилась политика». Далее критик прихо дит к выводу, что поскольку Петька выме стит на буржуе «лишь свою личную враж ду и невзгоду, то ему не пристало быть кре стоносцем в борьбе за новый мир и борцом против мира старого, буржуазного»5. От сюда заключение, что название «Тринад цать» — то есть чертова дюжина — больше подходит поэме Блока. Между тем, в реальном развитии поэта «Соловьиный сад», бесспорно, историческое звено, органически примыкающее к «Две надцати». Уже в этой предреволюционной поэме А. Блок с огромным лирическим на пряжением обнажил коллизию интимно-че ловеческого, ставшего несовместимым с об щественной совестью. 1 «Новая газета», 1918 г.. К« 56, 30 июля. * «Утренние новости», 1918 г., № 9, 20 августа. * «Свободный час», 1918, № 6. * «Мир», 1918 г„ № 39, 19 сентября. 1 Ю . А й х е н в а л ь д . Отражения. Газета «Раннее утро», 1918 г., № 117. 27 июня. Не в том, конечно, проблема, что вся кое «интимно-человеческое» несовместимо с общественной ответственностью личности. Для А. Блока, величайшего лирика эпохи, и общественная ответственность продолжа ет оставаться интимно-человеческой сферой душевной деятельности человека. Блок воз ражал протйв отслоения в человеке его ин тимной сферы от сферы общественной. Трагическая коллизия «Соловьиного са да», коллизия, полностью обойденная сто ронниками «лирического лунатизма», в том и заключалась, что интимно-лирическое тер пит в поэме крах в своей попытке укрыться от прозаической действительности, а тем самым и от товарищеских связей, порож даемых этой действительностью, терпит крах в своих взаимоотношениях с миром. Перед А. Блоком стоял мучительный для него вопрос: как сочетать бесспорную кра соту «соловьиного сада» с реальностью «железного лома», как обрести слитность реальных противоречий бытия. Противоречие, присущее «Соловьиному саду», отнюдь не оказалось отброшенным поэмой «Двенадцать». Самообогащение поэта, обратившегося к демократической те матике мятежной эпохи, возникло из стол кновения с «полнотой» истинно человече ского в людях революционного действия. Нельзя утверждать, что проблема оказа лась преодоленной и исчерпанной револю ционной ситуацией,-—но она оказалась бес спорно по-новому поставленной! Советской литературе еще предстояло пережить этап «кожаных курток», отказа от дифференциации своих героев, в значитель нейшей мере состоявших из металла их бу дущих памятников. Такая «слитность» представления отчасти сказалась и в бло ковском восприятии красногвардейского до зора. Однако как раз любовная коллизия поэмы дала поэту возможность раскрыть в характерах героев их индивидуально-че ловеческие задатки и возможности. В поэме «Двенадцать» поэт нашел исто рический выход из альтернативы «Со ловьиного сада», — интимная сфера челове- ка-борца обнаружила подвижную и тесней шую связь с его участием в жизни. Для А. Блока в этом заключалось огромного значения открытие. Вл. Орлов, много сделавший для попу ляризации творчества гениального поэта, в монографии, посвященной поэме «Двенад цать», задается вопросом: «Спрашивается: почему Блок отвел столь большое место личной драме Петрухи, а потом свел ее на нет? Потому, что эта сюжетная ситуация полностью отвечала его глубочайшему убеждению: в революции все побочное, мелкое, частное, личное должно стушевать ся перед основным, главным, общим, исто рическим. «Н е такое нынче врем я » — вот формула этого убеждения. Всякая личная трагедия в такие часы и дни тонет в «мо ре» революции, во всеобщей, всемирно-ис торической трагедии катастрофического столкновения двух миров. В своем личном
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2