Сибирские огни № 08 - 1970
ч. квалифицированных статей, посвященных творчеству А. Блока. Трагическое чувство Петьки 3. Г. Минц начисто выводит за пре делы дозволенного при чрезвычайных об стоятельствах революции. «Ошибка Петьки —именно в том, — пи шет Минц, — что в великое общее дело он внес ненужные для него «частные» побужде ния и чувства. Уже первая реплика героя: Ну, Ванька, сукин сын, буржуй. Мою попробуй, поцелуй! — отличается от речей остальных героев и местоимением «мою», и взволнованно-лнрн- ческим тоном. В дальнейшем оказывается, что именно это лирическое, личностное на чало ведет Петруху к вредным для рево люции мыслям... Петруха в гл. 7 отличается от остальных и своими «бабьими» и одно временно — «буржуйскими» настроениями горечи, рефлексии — вообще, лирическими интонациями. Товарищи сразу же указыва ют Петьке на его ошибки»1. Человек полюбил, человек переживает мучительно трагедию, поэт счел возмож ным со всем вдохновением признать живое, угарное Чувство красногвардейца, его «по жар в крови», выплеснувшийся на весь «буржуйский» мир. А литературный критик не только не чувствует себя обожженным этим пламенем, но еще и выговаривает ра ненному любовью Петьке за то, что он по любил «по ошибке», неположеннным вол нением сердца нарушил регламент револю ции. В революции положено наличествовать одним лишь «мы», а свихнувшийся в лю бовь красногвардеец посмел манипулиро вать личным местоимением. Интерпретируя смысл драматического конфликта, автор статьи квалифицирует «лирические интонации» Петрухи как «бур жуйские», а посему и уравнивает провинив шегося красногвардейца... с «барыней в ка ракуле», которая, судя по тексту поэмы, также ныла: «Уж мы плакали, плакали». А так как революции чуждо «личное», она признает только «общее», то автор статьи резюмирует: «Петруха осознает это, пода вляет «личное» и полностью сливается с революционной массой»1 2. Видимо, «подавле ние личного» теоретически выведено из уг розы Петьки переориентироваться на «Ужь я ножичком...» Гонение на «буржуйские» проявления лирических чувств заводит автора статьи так далеко, что заставляет его даже образ Христа рассматривать лишь как символ от каза от «личного» во имя революции. Из подобного искаженного смысла дра матического конфликта поэмы только и сле дует вывод, прямо противоположный убеж дению поэта, что революция пробуждает к жизни «всего человека». Это тем более досадно, что подобное заблуждение сосед1 3 Г. М и н ц . Поэма «Двенадцать» и мировоззрение А. Блока эпохи революции. Ученые записки Тартуского гос. университета, 1960, выпуск 98, стр. 276—277 (курсив автора.—А. Г.}. 2 Там же, стр. 277. ствует в статье с наблюдениями тонкими и справедливыми. Для идеолога контрреволюции Зинаиды Гиппиус восставший народ — недифферен цированная в своем злодействе масса. По этому положение «культурных слоев» в ре волюции она и способна была выразить не навистническими строками: Лежим, оплеваны и связаны, По всем углам. Плевки матросские размазаны У нас по лбам. Для А. Блока трудовая масса восстав ших состоит из личностей, а не из чего-то элементарно-недифференцированного. Как высшее признание лирической полноты че ловека революционного действия и возника ет в поэме вихревая, как и сама революция, любовная страсть Петьки-красногвардейца. Для Блока в этом заключалось высокое признание новых людей эпохи. Тут напрашивается некоторая аналогия. Вспомним, что и Пушкин 30-х годов, после ряда попыток написать «светские по вести», делает крутой поворот к демокра тической теме и создает великолепный цикл «Повестей Белкина», вызвавших недоуме ние и насмешки из-за кажущейся незначи тельности темы, а главное — из-за введе ния в высокое искусство тьмы тьмущей низких слов, обыденных понятий, кажуще гося мусора демократической повседневно сти1. Для реакционной критики «забавы» ве ликого Пушкина представлялись надруга тельством над искусством. Лишь Белинский способен был во всей глубине вскрыть зна чение подвига народного художника Рос сии, обратившегося к демократическому, то есть подлинному, содержанию жизни страны и тем предвосхитившего характер развития всего передового искусства Рос сии XIX века. Пушкин гениально разгадал новое историческое содержание эпохи, — его решительное обращение к народному характеру было, в какой-то степени, и осо знанием причины декабристской трагедии. Пусть в иных исторических условиях, при иных возможностях, но и Блок столк нулся с исчерпанностью привычной ему сфе ры поэзии, пропитанной — по его термино логии — «лирическими ядами» уединенных сновидений. Поэтому он и приходил к убеж дению, что углублять и утверждать творче ство можно лишь обращением к живому и конкретному движению самой действитель ности. Блок и до революции начинал созна вать, что оставаться на старых позициях «уединенного лиризма» — значит, по су ществу, отказаться от искусства. Еще в статье «Три вопроса» (1908) он утверждал, что публицистический вопрос «зачем?» при обретает для истинного художника все бо лее кардинальное значение. Поэма «Соловьиный сад» и приобрела значение поэтической декларации. Впервые 1 См.: Н. Я. Б е р к о в с к и й . Статьи о ЛИ* тературе. ГИХЛ, М .-Л ., стр. 242.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2