Сибирские огни № 08 - 1970
практическое: каковы должны быть отноше ния личности и общества, каково место поэ та в жизни народа, как быть с голодными, как относиться к торжествующей сытости, как быть с болью о родине. Статья «Крушение гуманизма», дважды в виде доклада прочитанная Блоком в 1919 году, теоретически всесторонне уязви ма. Оставаясь идеалистом и в вопросах истории, Блок, естественно, не в силах был связать проблему гуманизма с ущербностью буржуазии. Но как человек поразительно тонкого душевного склада, страстного по иска, он эмпирически пришел к выводу, что в буржуазном обществе всеобщая грызня личностей привела к ущербу культуры. Об щество, покоящееся на взаимной вражде, иа злой разобщенности людей, привело к нравственному распаду человека «безмузы- кальной цивилизации». Из этого Блок и сде лал вывод, что на смену индивидуалисти ческой культуре приходит синтетический порыв масс, приходит культура трудового народа, выражающего всеобщий «дух му зыки». Что же увенчает эту титаническую борь бу стихий, кто же выплывет из бурного по тока революции, в щепы разнесшей буржуаз ную цивилизацию? Свой доклад Блок резюмировал слова ми: «... в этом движении уже намечается новая роль личности, новая человеческая порода; цель движения — уже не этический, не политический, не гуманный человек, а человек-артист-, и он, и только он, будет спо собен жадно жить и действовать в открыв шейся эпохе вихрей и бурь, в которую не удержимо устремилось человечество» (VI, 115; курсив автора.—А. Г.). Утверждение, что революция приводит к высшему расцвету человеческой личности, получающей возможность жадно жить и действовать, и являлось для Блока величай шим признанием творческой сущности рево люции, совершенной трудовым народом. Вот почему, вслед за разящими фразами о мерт вом Христе и церкви-притоне антибольше визма, Блок пишет: «Я очень давно не ис поведался... Одно из благодеяний революции заключается в том, что она пробуждает к жизни всего человека, если он идет к ней навстречу, она напрягает все его силы и открывает те пропасти сознания, которые были крепко закрыты» (VI, 39). Как ни странно, в исследовательских ра ботах, посвященных поэме «Двенадцать», весьма часто предпринимаются попытки за тушевать эту заветнейшую, благородней шую мысль А. Блока. Ведь любовный конф ликт и служит в поэме ее сюжетным стерж нем, а трагическое чувство красногвардейца Петрухи — мерой его пробуждающейся че ловечности. Однако в ряде работ именно «пробуждение к жизни всего человека» и относится к досадным «издержкам» рево люции. Сквозь «роман в стихах» А. Блока про шло пронзительной душевной болью созна ние неприкаянности любви в неуютном, враж дебном человеку, страшном мире. Любовь к женщине никогда не возникала в поэзии А. Блока всего лишь как замкнутая «те ма»,—лирическое чувство оставалось для него наиболее личностной формой восприя тия всей шири действительности. Правда, не всегда ему удавалось воплотить эту ширь бытия. Стихотворение, открывающее цикл «Воз мездие», нельзя «сочинить», его можно только выстрадать. И если жемчужина — чудо, порожденное «страданиями» моллюска, то и это стихотворение, глубоко личное, глубоко интимное, становится чудом искус ства, чудом истинно-человеческой способно сти даже страдания любви переплавлять в красоту, очищающую и возвышающую ду шу. ...Я звал тебя, но ты не оглянулась. Я слезы лил, но ты не снизошла. Ты в синий плащ печально завернулась, В сырую ночь ты из дому ушла. Не знаю, где приют своей гордыне Ты, милая, ты, нежная, нашла... Я крепко сплю. Мне снится плащ твой синий, В котором ты в сырую ночь ушла... (Ш . 64) Если бы А. Блок до поэмы «Двенадцать» создал только одно это стихотворение «О доблестях, о подвигах, о славе...», и то оно должно было бы побудить нас с осо бой осторожностью подойти к душевной драме «бедного убийцы» — красногвардейца Петрухи. А получилось наоборот: человек из на рода, оказавшийся способным к величайше му чуду любви, получил почти всеобщее осуждение исследователей, неожиданно раз глядевших в «истинно-человеческом» — умаление революционной активности. Какое досадное заблуждение! Весьма категорично обошлась с героем А. Блока С. Штут1. Она попросту сочла его попавшим в красногвардейский отряд, как и в поэму,— по ошибке. (Кстати, наличие в поэме образа Христа автор статьи также признала грубейшим недосмотром А. Бло ка). В статье, написанной с запалом и ост роумием, сюжет поэмы трактуется, однако, как нечто весьма бытовое и назидательное. Спасая честь красногвардейского патруля, автор статьи целиком списывает эпизод убийства Катьки на «несознательного» Пет- руху, играющего роль примазавшегося, не дотягивающего до требуемого стандарта. По этому С. Штут и вынуждена полагать спи сочный состав красногвардейского патруля смешанным: одиннадцать чистых и один не чистый —Петруха, досадно мешающий стройности поэмы1 2. Разносу подвергла злополучного Петьку и 3. Г. Минц, автор ряда обстоятельных, 1 С. Ш т у т . «Двенадцать» А. Блока. «Новый мир», 1959, № 1. 2 Работа С. Ш т у т была, в частности, рассмотрена Л. Тимофеевым в статье «Поэма Блока «Двенадцать» и ее толкователи». «Вопросы литературы», 1960, Лг 7. \
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2