Сибирские огни № 08 - 1970
К Р И Т И К А Анат. ГОРЕЛОВ Петруха и его критики 1 Через месяц после опубликования поэмы «Двенадцать» А. Блок приступил к работе над прозаическим замыслом, названным им «Исповедью язычника». В подзаголовке зна чилось: «Моя исповедь». Судя по тому, что уцелевший отрывок заканчивается сценой, явно подсказанной первой встречей молодого Блока со своей будущей женой, можно заключить, что за думано было нечто глубоко личное, испо ведальное. Примечательно, что только что «перебо лев Христом», Блок, начиная исповедь, вновь возвращается к теме Христа и церк ви. Он пишет: «Не знаю, надолго ли, но русской церк ви больше нет... Церковь умерла, а храм стал продолжением улицы. Двери открыты, посредине лежит мертвый Христос. Вокруг толпятся и шепчутся богомолки в мужских и женских платьях: они спекулируют; на против, через улицу, кофейня; двери туда тоже открыты; там сидят за столиками лю ди с испитыми лицами и тусклыми глазами; это картежники, воры и убийцы; они тоже спекулируют. Спекулянты в церкви предают большевиков анафеме, а спекулянты в ко фейне продают аннулированные займы; те и другие перемигиваются через улицу; они понимают друг друга, В кофейню я еще зайду, а в церковь уже не пойду. Церковные мазурики для меня опаснее кофейных. Но я — русский, а русские всегда ведь думают о церкви; мало кто совершенно равнодушен к ней; одни ее очень ненави дят, а другие любят; то и другое — с болью» (VI, 38—39)1 2. 1 К 90-летию со дня рождения А. А. Блока. 2 Цитирую по собранию сочинений А. Блока в восьми томах, ГИХЛ, М,—Л. Тут, как и далее, том —римскими, а страница — арабскими цифра, ми. ......... ~-‘ Блок церковь ненавидел. Да и о какой любви можно тут говорить, если мазурикам церковным, предающим большевиков ана феме, поэт предпочел уголовную братию, Мазурики церковные опаснее, ибо они убива ют душу человека, его веру. Церковный Христос был давно уже мертв- для Блока, но жажда веры, нравственной несомненности ндкогда в нем не умирала. С годами покаянное беспокойство перед ми ром лишь усиливалось, и оно разжигало исповеднический пыл поэта, запечатленный его «романом в стихах». Ведь и в поэме «Двенадцать» он обратился к Христу не каноническому, Христу грешному, Христу^ художнику, для которого приобщение к красногвардейскому дозору являлось актом- покаянным. Образ Христа, привлекший вни мание поэта как раз в те дни, когда он в наивысшей степени обуреваем был пафосом пролетарской революции, неотделим и от присущего Блоку ощущения жертвенности как оплаты родового долга народу, истории. Для Блока двенадцать красногвардей цев его поэмы воплощали неумолимое дви жение истории, поэтому всем телом, всем сознанием автор был на их стороне. Он му жественно отстаивал гуманизм, чьим прин ципом, по его же словам, был «верен по крови». Но была еще одна мера, с которой Блок подходил к революции, мера взыскатель ная, —она определялась понятием новой личности. Обычно Блок довольно покорно сносил упреки Андрея Белого и охотно признавал свое малое расположение к философским радениям. Но упорство, с каким он возвра щался в стихах, пьесах и публицистике к волнующим его проблемам, свидетельству ет, что какие-то вопросы неотвязно его пре следовали, и от них он не намерен был от махнуться. Вопросы эти имели для Блока не отвле ченно-мировоззренческое значение, а сугубо
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2