Сибирские огни № 08 - 1970
Строгая к себе и товарищам, она одной из первых откликнулась на призыв горсовета Кузнецка — принять непосредственное уча стие в строительстве культуры на комбина те. Как бывшая учительница, она стала работать в кружках по ликвидации негра мотности, часто бывала в рабочих бара ках, читала вслух книги, рассказывала о театре. Здесь же, в бараках, она заразилась дифтеритом и умерла. Как солдат на бое вом посту. Смерть Александры Тихоновны Сапрыкиной —одна из тяжелых потерь на нелегком пути театра. Когда-нибудь я расскажу и о других краснофакельцах первого призыва. Я в долгу перед Константином Валевским и Ниной Сатовой, Петром Волошиным и Та исией Жуковой, Надеждой Низовской и Александой Харламовой, Георгием Ивано вым и Иосифом Витлиным. Это благодаря их щедрой помощи я смог восстановить страницы, казалось бы, навсегда утерян ной истории юного «Факела». Я в долгу перед ними, потому что не смог написать достойный их творческий портрет. Впро чем, они и не претендовали на это, они с удовольствием рассказывали о других и очень скупо —о себе. Заключая историю младенчества «Крас ного факела», я вновь и вновь мысленно возвращаюсь к Владимиру Константинови чу Татищеву. Его образ, его воля, его эс тетические установки — все воплотилось в его питомцах. Хорошее и дурное, перепле лось и создало нерасторжимый сплав. Из него, из этого неповторимого сплава, был отлит коллектор, непохожий на все осталь ные театры страны. Удивительно самобыт ное, многоликое и единое в своей художе ственной противоречивости создание! Я понимаю, что упреки в дилетантизме, в полузнаниях «системы» Станиславского, в подражательности Таирову, в эстетстве и эклектичности метода театра, его реперту ара—справедливы. Понимаю, что в борь бе за свой театр Татищев был жесток и не щадил порой силы своих учеников. И это правда. Он был непререкаем в своих худо жественных требованиях, создав театр ре жиссера'. Спорить с ним, естественно, спо рили, но собственного решения сцены, спек такля взамен татищевского никто не пред лагал. Не было привычки. Была привычка к диктату. Потом, расставшись ¿о своим кумиром и деспотом, долго, мучительно и Далеко не всегда успешно переучивались. Он был жесток к нарушителям теат ральной этики. Отдавать всего себя без остатка театру и только театру, делать ис кусство чистыми руками — в этом заключа лось его нерушимое кредо. И этому он на учил своих воспитанников. Вне зависимости от величины роли, творческое к ней отно шение, железная дисциплина в жизни и на сцене — альфа и омега татищевского вос питания. Недружественных отношений акте- .ров в жизни Татищев не признавал по той причине,что они мешают сцене. Спектакль — праздник, наиполнейшее выявление своего жизненного и творческого «я». «Быть в об разе, даже если кирпич упадет на голову»,— один из афоризмов Татищева. Никто не мог отговариваться дурным настроением, даже болезнью. Если можешь стоять на, ногах, должен играть. Сам Татищев во время спектакля «Оке ан» в костюме аббата руководил как-то в антракте перестановкой. Упала ставка и торчащим гвоздем рассекла Владимиру Константиновичу щеку. Хлынула кровь. Приложив к ране платок, Татищев продол жал руководить перестановкой. Акте рам, попытавшимся прийти ему на по мощь, сказал сквозь зубы: «Уходите, во время перестановок ни один актер не име ет права находиться на сцене!» Чистая пе ремена прошла без задержки. Это дейст вовало сильнее всяких речей. Как назвать это строжайшее требова ние самоотдачи театру, подчинение лично сти интересам труппы, невнимание к хруп кому здоровью молодых актеров —жесто костью? Нет, на творческий подвиг красно- факельцы шли с радостью, их жертвы во имя искусства вовсе не осознавались ими как жертвы. Было легко и радостно на ду ше, несмотря на невзгоды. Так проявлялись та страстность, порыв, самоотверженность, •которыми жил народ, поднявшийся, на ре волюцию. В завершение истории юных лет «Крас ного факела» приведу отзыв, один из мно гих, искренний, непосредственный отзыв зрителей. Коллектив получил его 21 июня 1025 года от красноармейцев Кременчуг ского, гарнизона. — Дорогие труженики искусства! Здо ровая и понятная для всех критика всех оттенков мещанства, прикрытой и явной эксплуатации человека человеком делает ваш театр дорогим и близким для трудя щихся. Несите же и дальше свет своего ре волюционного факела, освещайте жизнь, бодрите уставших! На этом мы расстанемся с юным «Фа келом». Расстанемся в преддверии жесто чайшего творческого криз.иса, в канун ре шительных изменений всей деятельности театра.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2