Сибирские огни № 08 - 1970
Оба начали жизнь в театре со студии, т. е. с самого основания, оба воплощали в себе наиболее демократическую часть кол лектива. С. Тимохин происходил из кресть янской семьи, А. Сапрыкина некоторое время учительствовала в сельской школе. В татищевский период наибольшим ус пехом пользовался Тимохин. Причиной это го было своеобразие его дарования — ред кое сочетание остроты формы, безудержного полета фантазии с органичностью и реали стическим существом образов. Уже во время первых харьковских гастролей «Красного факела» критик И. Туркельтауб отмечал, что в «Зеленом по пугае» благодаря реалистическому характе ру пьесы и спектакля «легче выявляются ин дивидуальные качества исполнителей... Не сколько человек, а в особенной™ т. Тимо хин, изображавший хозяина кабачка, да ли подкупающие образы». «Редкое мастер ство диалога, выразительность, четкость иг ры и выдержанность тона» в той же роли Проспера отмечал краснодарский рецен зент. Тимохин заслуживает похвал в ряде спектаклей условного решения — в ролях Тристана («Собака на сене»), дона Луи са («Дама-невидимка»), Скапена в «Шуте на троне», Капитана в «Игре интересов». Но всем своим существом артист тянет ся к ролям и пьесам реалистичебкого скла да. Поэтому-то так тепло и трогательно играет он мастера Калеба в «Сверчке на печи», поставленном в мхатовской манере. Поэтому-то в дальнейшем в своих режис серских работах, в ролях советйгого ре пертуара находит Тимохин свое истинное призвание. Он с удовольствием ставит «Приговор» Левитиной, «Луну слева» Билль-Белоцерковского, «Фронтовиков» Три- гера, «Диктатуру» Микитенко. Ставит в сугубо реалистических- тонах, но соблю дая одно непременное условие — чтобы правда сценических переживаний выявля лась в максимально острой форме. От татищевских принципов сохранилось у Тимохина стремление к «остранению об разов». Как актер, он постоянно прибегал к внешней и внутренней характерности, лю бил толщинки, наклейки, гуммоз — весь ар сенал внешних изобразительных средств. Вспоминают, что в «Любови Яровой» Тимохин, играя в толпе беженцев какого- то барона, загримировался этаким ражим детиной, внешне напоминая бугая. В со ответствии с этим он и вел себя —отыски вая кого-то в толпе, неистово мычал: «М- м-у-у-усенька! М-м-у-у-усенька!» Таким же мычанием была и его приветственная речь генералу от гражданского населения. Не смотря на предельную заостренность эпи зода, исполнение отличалось органично стью, воспринималось как злая сатира на белоэмигранта. Иначе складывалась судьба А. Сапры киной. Лирическое ее дарование раскры лось не сразу. В татищевский период на общем ярко-приподнятом фоне исполнения она казалась бледной. «Совершенно беспо мощна в Сильвии Сапрыкина»,— писал И. Туркельтауб, анализируя «Игру интере сов». Не сумела молодая актриса сразу вклю читься и в ансамбль «Сверчка на печи», несмотря на творческую близость именно этому направлению «Красного факела». Ее мягкость, женственность, чудесная просто та раскрывались постепенно, исподволь. Но вскоре рецензии заполнили востор женные отклшш: «Блестяще провела роль Мери Сапрыкина». Так написала кремен чугская газета, которая в штыки встрети ла условно-романтический репертуар «Фа кела». Самый лестный отзыв был дан ки евской прессой. Автор рецензии уверял, что не видел на сцене игры, что перед ним раскрывалась сама жизнь —«и такая же Мери Пирибингль в исполнении Сапры киной, такая маленькая, то шаловливая девочка, то мать, то любящая жена,—са ма сверчок, накликающий счастье». Введенная после Д. Зеркаловой и 3. Скальской в «Зеленое кольцо» на цент ральную роль Финочки, Сапрыкина стано вится подлинным украшением спектаклк. С неподдельной детской искренностью переда вала актриса переживания своей герои ни— девочки-подростка, мучающейся се мейной драмой ее родителей. Ее отнбше- ния с журналистом дядей Микой, мудрым и ласковым создателем «зеленого кольца» молодежи вокруг идей добра и справедли вости, вырастают от детской привязанно сти к юношеской любви, показаны актрисой незатейливо-простодушно, шаг за шагом и приковали к себе напряженное внимание. Среднего роста, с мягкими чертами ли ца, чуть полноватая, Сапрыкина разлива ла море обаяния. Казалось, ей ничего не нужно играть, она не могла, не умела быть неискренней, неправдивой на сцене. Александра Тихоновна Сапрыкина бы ла первой краснофакельской Любовью Яро вой. Рецензия отмечала, что актриса соз дала «тип спокойной, уравновешенной, умершей для себя женщины. Вся ее жизнь — в памяти мужа-револЮционера и в стремлении идти по его пути. Но в мо менты пробуждения (первая встреча с му жем, прощание с ним, заключительный ди алог с Пановой) хотелось бы чувствовать больше экспрессии, подъема, драматично сти». 1 Рецензент совершенно справедливо ука зывал на сильные и слабые стороны даро вания Сапрыкиной. Внутреннего подъема, силы драматизма для ролей социальных ге роинь ей не хватало. Начиная с 1929 года эти роли переходят к молодой артистке, только что вступившей в труппу — К. ‘> Гончаровой. Краснофакельцы первого призыва хра нят память о Шурочке Сапрыкиной как о человеке редкой души и благородства. 1 «Уральский рабочий», Свердловск, 1928 г., 17 октября.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2