Сибирские огни № 08 - 1970
всяческими условностями, и в жизни и на сцене просто поражала и покоряла своей непосредственностью. Неуемная, бур ная, как вулкан, при своих остро-харак терных данных, она могла совершенно не заботиться о яркости образа. Режиссер Тезавровский, который в 1928 году ставил спектакль «Рельсы гудят», при распреде лении ролей сказал знаменитую фразу: «Вы считаете эту роль бледной? А мы по ручаем ее Мильтон — станет яркой». И это было правдой. В любой роля Эмилия Да выдовна находила ту изюминку, которая становилась украшением спектакля. В ра боте над ролью режиссеру нужно было ее лишь сдерживать, ■отбирая из фейерверка актерских предложений наиболее интерес ные. Актриса прекрасно развитой интуи ции, Мильтон во всех ролях представала со своей темой, своей яркой характерно стью и специфичным юмором. В правде этих слов я тотчас убеждался, когда входил в зрительный зал. Увешан ная авоськами со всяческими покупками, Мильтон, исполнявшая роль властной же ны-самодержицы, появлялась на сцене, й зрители встречали ее дружным хохотом. Она ничего еще не произнесла, только во шла, остановилась напротив супруга и смо трела на него исподлобья каким-то спокой- но-з*амораживающим взглядом. А супруг под этим взглядом осекался на полуслове, немел и ежился. Встречаться с Эмилией Давыдовной за кулисами после очередного ее выхода на сцену было очень интересно. Она и здесь, в беседе со мной, кажется, продолжает ту же игру: ее внимательно-изучающий, за вораживающий взгляд я ощущаю и на се бе и тоже чувствую, что начинаю ежиться, как будто не я, а Мильтон’ расспрашивает и старательно изучает меня. Скажет фра зу и следит за моим восприятием, как я записываю, какое впечатление производит на меня ее рассказ. Через некоторое время, уже в Новоси бирске, я увидел Эмилию Давыдовну в спектакле «Ужин в Сан-Лисе». Здесь она предстала передо мной в роли актрисы, ко торую неожиданно пригласили в замок и попросили сыграть благородную мать ге роя пьесы. Вновь я увидел значительную фигуру, вновь внимание зрительного зала было приковано к этой высокой, немоло дой и удивительно лиричной женщине. Она не изменила ни голоса (разве что ста ла говорить несколько напевно), ни лица, но была совершенно иным человеком — мягким, чуть сентиментальным, а порой неожиданно озорным. Казалось, она глубо ко взволнована судьбой своего названо го сына, способна искренне растрогаться, рассказывая о детских проделках, о раз ных милых подробностях, которые тут же непринужденно фантазирует. Но неожи данный озорной, проверяющий взгляд вдруг выдает, что перед нами лишь игра в «маму». - После спектакля мы вновь встретились. И на этот раз Эмилия Давыдовна продол жала жить жизнью своей героини. Она бы ла лирична в воспоминаниях, взгляд ту манился слезой. Признаюсь, при всем сво ем близком и весьма продолжительном знакомстве с актерской средой я не вспом ню случая, чтобы «шлейф роли» был та ким продолжительным, чтобы «круг», в ко торый заключает себя актер, оказывался столь устойчивым. Мне вспомнились рас сказы о непрерывных тренировках Тати щевым всех краснофакельцев на сосредо точенность внимания, знаменитые часы тишины за кулисами во время спектаклей, считка ролей во время гримировочного об ряда —какой, оказывается, могучий эф фект приносит подобный тренаж, если он войдат в плоть и кровь! Мильтон сыграла в «Красном факеле» множество ролей —Изабеллу в «Даме-не- видимке», донью Сирену в «Игре интере сов», Мишетту в «Зеленом попугае», Мэри Маги в «Мобе», Дуньку в «Любови Яро вой» (в этой роли, чрезвычайно острой самой по себе, Мильтон упревали в излиш нем шаржировании, «в утрировке типа»)1. Неожиданностью для меня было узнать, что Мильтон в спектакле Татищева играла в «Собаке на сене»... Диану! Но в возможно стях актрисы быть лиричной я убедился на спектакле «Ужин в Сан-Лисе». Очень хвалили рецензенты Мильтон-Беатриче в «Слуге двух господ» К. Гольдони. «Злую карикатуру на профсоюзного бюрократа» — предфабкома Трощину в спектакле «Чу дак» А. Афиногенова рецензент, с одной стороны,* не принимал, исходя из общего замысла спектакля, а с другой, не мог удержаться от комплиментов в адрес ис полнительницы: «очень смешно», «по обык новению блестяще ведет в гротескном пла не роль Трощиной Мильтон»* 2. Мильтон в своем творчестве была й осталась сторонницей татищевского требо вания: в театре все-должно быть как в те атре. Она даже и не пыталась овладевать чуждым ей языком мхатовцев. Совершенст вовалось ее мастерство (а друзья, говорят, что она растет от роли к роли и по сей день), менялись пьесы, режиссеры, но прин цип оставался прежним. И в этом, если хо тите, заключалось спасение для актрисы. Сегодня она признанный мастер своего те атра. Может быть, вы не разделяете ее принципов? Прекрасно, в таком случае вы можете пойти в другой театр и смотреть других мастеров сцены... «Красный факел» всегда, даже во вре мена наивысшего расцвета условно-теат рального направления, знал прорывы к ре ализму. Наиболее яркими представителями этих принципов среди коренных краснофа кельцев были С. Д. Тимохин и, особенно, А. Т. Сапрыкина. ! «Уральский рабочий», 1928 г., 17 октября. 2 Н. Р о й . «Чудак». «Уральский рабочий». СвердЛовск,1 1930 г.. 16 января.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2