Сибирские огни № 08 - 1970
частую отмечали отсутствие подлинного темперамента, излишний пафос, аффекта цию и порывистость, в исполнении ряда ро лей. Но, проявляя удивительную непосле довательность, Татищев как бы не заме чал всего этого и продолжал поручать Станиславскому однотипные роли. В стрем лении «раскрепостить» театр от «узкого, психологического, бытового и житейского смысла» руководитель «Красного факела» принципиально прибегал к условно-декла^- мационной манере исполнения и нарочитой приподнятости речи. Он учил актеров не говорить, а произносить, не ходить, а дви гаться в определенном ритме, почти тан цевать. Всем этим требованиям Станиславский отвечал идеально. В «Победе смерти», на пример, подходя к кульминационным мо ментам роли, артист выстраивал речь по принципу восходящей хроматической гам мы. На самой, высокой точке голосового подъема наступала пауза, знаменитая «минута окостенения», во время которой никто на сцене не имел права шевельнуть ся, даже дыхание нужно было затаить. Возникала змейка-мелодия, в отблесках фи олетового света странно поблескивал дву ликий облик Короля-Станиславского, ко торый был загримирован так: одна поло вина лица серебристая, другая — золотая. Мгновение экстаза, зафиксированное пау зой, улетало в «вечность», и действие про должалось, . причем нарочито сниженно, в бытовом говорке. Подобно всем истинным краснофакель- ■цам, усвоившим татищевские требования, Станиславский с отходом театра от услов но-аллегорического языка переживает твор ческий кризис. После ухода Татищева Ста ниславский становится, по единодушному желанию коллектива, отруком (ответствен ным руководителем) «Красного факела». Но у нового руководителя не оказалось ни знаний, ни опыта, ни какой-либо своей позитивной программы, ни того авторите та, каким обладал Татищев. В этот период «Факел» испытывает 'еще больше реперту арные и идейные шатания. Понимая все это, Станиславский все усилия прилагает к тому, чтобы найти те атру художественного руководителя. Ког да труппа высказалась за возвращение Татищева, Георгий Александрович вместе с Бахромовым уговаривал прежнего капи тана вновь взойти на мостик, а, уговорив, незамедлительного покинул «краснофакель- ский корабль», потому что не верил в воз можности. возрождения театра под прежним руководством. Дальнейший творческий путь Станис лавского не был отмечен своеобразием и яркостью — актеры условной школы вооб ще повсеместно должны были либо пере учиваться, либо отходить на второй план (следствие начавшегося в те годы требова ния унификации творческой манеры «под МХАТ»), Нечто подобное происходило в свое время с артистами театра Корша. В. Топорков, А. Кторов, В. Попова, В. Белокуров, Б. Петкер и некоторые дру гие сумели, начав новую жизнь во МХАТе, стать актерами реалистического направле ния. Но не^всем, далеко не всем удавал ся этот переход. Многие, растеряв ста рое, так и остались в своем творчестве как бы между двумя креслами. Перечитал написанное и подумал: пе чально заканчивались актерские судьбы старых краснофакельцев... Но не все же они с крушением старого корабля ушли в безвестность? Конечно, нет! А Мильтон! Эмилия Давыдовна Мильтон, ныне актри са театра имени Гоголя, заслуженная ар тистка РСФСР. Ее творчество высоко оценивают зрители, пресса, товарищи по работе. Несмотря на солидные годы, до сих пор она — ведущая актриса труппы. Как же сложилась ее1творческая судь ба? Наше знакомство началось в Москве, за кулисами театра. Шел спектакль «Страшный суд» по В. Шкваркину. Свой рассказ Эмилия Давыдовна вела между вы ходами — она выходила на сцену, а я —в зрительный зал. Паузы в нашей . беседе, таким образом, заполнялись как бы на глядной иллюстрацией к ее словам. < — Окончила я гимназию в Одессе, по том студию А. И. Адашева и была пригла шена в театр Массодрам —так сокращен но называлась мастерская социалистиче ской драматургии, один из первых совет ских театров Украины. Между прочим, в числе руководителей театра были. Анд рей Иванович Аркадьев и Георгий Кон стантинович Крыжицкий — артист и режис сер, принимавшие непосредственное уча стие в создании «Красного факела». Но, к моменту открытия Массодрам, в Одессе «Факела» уже не было. Он находился в Киеве, когда там произошла эта история с Алешей Ивановым, знаете? Я знал: на одном из спектаклей Ива нов, занятый в массовой сцене, позволил себе выпивку, вышел на сцену незагрими- рованным. В тот же вечер он, а вместе с ним и его жена Соколова перестали быть артистами «Красного факела». И хотя театр, не имевший соответствующей замены, стал на грань катастрофы, Тати щев был неумолим. — Вот тогда я и получила приглаше ние,— продолжает Эмилия Давыдовна.— Друзей у меня в «Факеле» было много, если просят — выручай, значит надо. Вме сте со мной был приглашен еще Эмману ил Каминка, нам пришлось в очень корот кий срок вступить в несколько спектак лей. В «Саломее», например, я стала иг рать царицу Иродиаду. На память я не жаловалась, смелости тоже хватало — вскакивала в спектакли с ходу. Я слушаю Мильтон и вспоминаю рас сказ ее товарищей по юным краснофа- кельским годам. — Удивительная актриса и удивитель ный человек. Она решительно пренебрегала
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2