Сибирские огни № 08 - 1970
«Гоп-ля, мы • живем!». Томас ненавидит жизненные будни, ему противны его быв шие товарищи: и социалист Вильгельм Кильман, ставший министром в буржуаз ном правительстве, и рабочий Альберт Кроль — настоящий революционер, соби рающий в подполье пролетарские силы для будущей борьбы. Томас жаждет ре волюционного подвига, но подвига нет. Он пытается стрелять в министра Кильмана, но не решается. Кильмана убивает по по ручению фашистов правый студент. Подо зрение падает на Томаса, его арестовыва ют. Весть об освобождении застает Тома са повесившимся в углу своей камеры. Режиссер спектакля В. Федоров пере делал конец пьесы, чтобы смягчить тему неверия в силы пролетариата. Тем не ме нее, содержанием центральной роли оста лось глубочайшее разочарование и песси мистический жизненный итог, к которому пришел Томас. Рецензент краснофакель- ского спектакля, видимо, не случайно на зывает сущностью Карла Томаса ренегат ство. Именно эту тему раздвоения лично сти и победу мелкобуржуазного- бунтар ства сделал главной темой роли Бахромов. Сделал, по-видимому, ярко, убедительно, потому что рецензент его исполнение на зывает «особенно мастерским», а весь спектакль долго держался в репертуаре театра, с успехом был показан во время гастролей «Красного факела» в Ленин граде.1 1930-й год был для Бахромова необы чайно урожайным на большие и хорошие роли. В пьесе А. Афиногенова «Чудак» ему была поручена центральная роль. Свою повесть о скромном конторщике загряж- Ской писчебумажной фабрики Волгине, который, в отличие от профессора Гранато ва, стал как бы «носителем идеи активно го творческого участия в процессе строи тельства социализма», артист передал мяг ко, задушевно. Без тени аффектации, пользуясь подлинно реалистическими крас ками раскрытия характера, Бахромов убе дительно показал, что беспартийный интел лигент не имеет права лишь механически идти в ногу с рабочим классом, но обязан считать общее дело коллектива своим де лом. Главную мысль роли актер выявлял в активном процессе действований своего героя. Ему недостаточно было показать, что Волгин — человек, зараженный рево люционным пафосом работы. Важно, что он — активный борец с косностью, антисе митизмом, подлецьким отношением к жен щине. Напрасно рецензент упрекал автора и исполнителей, что конфликт Волгина с директором фабрики и подхалимом-карь- еристом Горским не разрешен до конца. Да, пьеса Афиногенова и спектакль крас- нофакельцев заканчивались победой кон серваторов— директор уезжает в Ленин 1 Н. Р о й . «Гоп-ля, мы живем!» «Уральский рабочий», Свердловск, 1930 г., 18 января. град, увозя с собой Горского. Но волна горячего сочувствия к энтузиасту, «чу даку» Волгину, инициатору организации «ударных бригад» («рабочего кружка эн тузиастов»), то, как ждут зрители, догонит или не догонит Волгина бросившийся за ним комсомолец,— все это лучше всяче ских «хэпи энд» передавало главную идею спектакля, воспитывало бдительность по отношению к карьеристам и буржуазным приспособленцам1. Бахромов вместе с «Красным факелом» приехал в Новосибирск, в течение сезона проработал здесь, но вскоре расстался е театром, будучи несогласен с возрождени ем в ряде спектаклей нового художествен ного руководителя «Факела» Ф. С. Литви нова формалистических поисков. Последние годы жизни Бахромова свя заны с московским Центральным театром Советской Армии. Играл он здесь очень мало. Причина — отличие школы, которое резко проявилось при сравнении воспитан ника Татищева с воспитанниками А. Д. По пова. Незадолго до смерти в 1947 году Бахромов сделал попытку по-новому слу жить театру: больной, прикованный к по стели, он окружил себя книгами, стремясь вновь к постижению и росту: мечтал по ступить в ГИТИС. Бахромов ушел из жиз ни в расцвете сил. Но в памяти всех, знав ших его, он навсегда остался рыцарем Но вого театра, отдавшим все силы делу ре волюционного переустройства театральной периферии. В упряжке краснофакельских «коренни ков» видное место принадлежало Георгию Александровичу Станиславскому. Подобно Бахромову, он был сыном свя щенника, окончил тот же университет в Одессе и преподавал в школе математику. Студия Аркадьева-Лоренцо была для Ста ниславского тем, что теперь мы именуем словом «хобби». Но- вот организовался на основе студии театр, театр позвал — и Станиславский бросил все: школу, нала женную жизнь, свой дом и вместе с «Фа келом» отправился в далекий, трудный путь. Высокий, крупный, хотя и несколько узковатый в плечах, с красивым, хорошо поставленным голосом (подобно Бахпомо- ву он пел в церковном хоре), с четкой дик цией, Станиславский был весьма импозан тен, играл крупно, масштабно, величавость его исполнения послужила .поводом лля того, что ему стали поручать чуть не все роли царей. Внутренней силой, энергией были наполнены образы царя Ирода в «Саломее», короля в «Игре в плаху», Тан- креда в «Шуте на троне». Друзья определяют Станиславского каи актера героико-романтического, отчасти — декламационного, склада. Ренезенты за«' ' Н. Р о й . «Чудак». «Уральский рабочий», Свердловск, 1930 г„ 16 января,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2