Сибирские огни № 08 - 1970
приступ лишил артиста дара речи, отня лись ноги. Случилось это прямо на. спек такле «Океан». Дали занавес, спектакль отменили. По счастью, припадок оказался непродолжительным, но след он оставил тяжелый. Бахромов начинает бояться своих са мых любимых ролей. Но играть их прихо дилось вновь и вновь, потому что замены в труппе не было. Что ж, если нужно для театра, как сказано в клятве краснофа- кельца — «во имя утверждения идеи теат ра», значит нет места «сценическому эго изму». И Бахромов беспрекословно подчи нялся всем распоряжениям руководителя. Как все это квалифицировать? Самоотвер женность, подвиг, одержимость? В «Крас ном факеле» не признавали подобных сен- тиментов. Высоким пониманием чувства долга, коллективной ответственности жил весь театр. Переход к реализму, к современному репертуару проходил в труппе с огромны ми усилиями. Для Бахромова, более дру гих ратовавшего за этот переход, нача лись трудные дни. Ох, как же сложно было ему, актеру условной романтической шко лы, начать играть современников, людей, у которых ведущими началами были просто та, скромность, отсутствие малейшего на мека на позу! Хорошо еще, что, благодаря счастливому сочетанию данных, Бахромов обладал комедийным даром. В «Собаке на сене», например, он превосходно играл графа Федерико. В сопровождении корте жа из четырех китайчат появлялся этакий хрупкий граф, истинный ромали, и под ак компанемент гитары ломким голосом пел серенаду Диане. Позднее, также в коме дийном ключе, Бахромов решал образ Бо родулина в комедии Островского «На всякого мудреца довольно простоты» (пос тановка режиссера Малого театра Л. М. Прозоровского). На новом краснофакельском этапе, связанном с постановками таких пьес, как «Конец Криворыльска», «Рычи, Китай!», «Пурга», «Любовь Яровая», «Разлом», «Поэма о топоре» и т. д., Бахромову ока зываются недоступными роли героев совре менности — Кошкина,, Шванди, Бодуна, се кретаря деревенской партячейки Блобы («Ярость»), Актер мучительно ищет себя в новом репертуаре и, на первых порах, находит выход в исполнении ролей ма леньких, третьестепенных. Бахромов, который в прежнем своем, репертуаре привык увлекать за собой зри теля в «заоблачные выси», звать к рево люционному переустройству мира, сегодня весь свой темперамент, обаяние направля ет на создание ролей «отрицательного пла на». Он с успехом играет поручика Ярово-' го, создавая образ романтика белогвардей ского движения. «Хорошее впечатление создает ровностью и выдержанностью то на Бахромов (Яровой), захватывающий зрителя культурной драматичностью пере дачи»,—старомодным слогом, но вполне благожелательно отзывается свердлов ский критик Кавэ.1 В том же 1928 году в спектакле «Чело век с портфелем» Бахромов играет роль карьериста и буржуазного приспособленца профессора Браиатова. Выходец из враж дебного революции класса, этот ученый принимает участие в культурном строитель стве страны не потому, что его увлекает возможность широкой научной работы и большие перспективы, открытые властью трудящихся. Б1апротив, лишь во имя до стижения «лучшей карьеры», более высо кого служебного положения Бранатов очень лоялен по видимости в своем отно шении к советской власти. Раскрывая два лица ^героя», Бахро- мов-Бранатов, с одной стороны, делал вид, что он даже больше чем лоялен к ново му строю, а с другой, показывал всю меру прямолинейности и жестокости в достиже нии своих целей. Артист стремился к внутреннему оправданию поступков про фессора. С этой целью он наделяет его своеобразной философией, где смешивает ся агностицизм с мистической предопреде ленностью — взглядами, модными в кру гах реакционной интеллигенции начала ве ка. Не случайно ведь и мать Бранатова считает, что «быть может, бог. послал тяж кое испытание в виде революции лишь для того, чтобы выделился ее сын». В таком подходе к роли, к выявлению характера, психологии героя можно видеть рост реа листических тенденций в творчестве ак тера. Рецензент, отдавая дань заслугам акте ра на его новом пути, писал: «Бахромов очень сдержанно и вместе с тем захватыва юще ведет роль Бранатова»2. Если в ранний период своей артисти ческой работы Бахромов всецело стремил ся к самовыявлению, в любой роли нес свой восторг перед эпохой революционных крушений, то теперь все его внимание со- средоточиваеЧся на создании характера героя. Сложный образ Карла Томаса в пьесе Э. Толлера «Боп-ля, мы живем!» — одна из лучших краснофакельских работ Бах ромова. Б1ьеса Эрнста Толлера посвящена про блемам революционной борьбы в Бермании периода стабилизации капитализма после подъема рабочего движения и революции 1919 года. Б1ри всей ее антикапиталисти- ческой направленности, пьеса «Боп-ля, мы живем!» проникнута пессимизмом, невери ем в успех революционной борьбы. Карл Томас, герой пьесы, в прошлом — активный революционер, пробыв в тюрьме и сумасшедшем доме 8 лет, не може^ при мириться с безмятежностью сегодняшних буржуа, готовых кричать на весь мир: 1 «Уральский рабочий», Свердловск, 1928 г., 17 октября. 7 Н. Р о й . «Человек с портфелем». «Уральский рабочий», 1928 г„ 30 декабря.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2