Сибирские огни № 08 - 1970
нь:м кулаком, которым он неизменно под поясывался, выходя на улицу. Стремление приукрасить себя, возвыситься над повсе дневностью постоянно присутствовало и в сценических образах артиста. Он жил в мире созданных его вообра жением возвышенных чувств. Развивая, воспитывая в Себе эти качества, Бахромов и его друг Валевский попадали порой в комедийные ситуации. — Где хотите жить—-в гостинице или в гримуборной? С этим вопросом. администратор обра щался ко всем краснофакельцам по при езде в новый город. Бахромов и Валевский, не раздумывая, отвечали: «В гримуборной». И не только потому, что там всегда бы ли вода и свет, чего не скажешь про го стиницы начала 20-х годов. Нет, здесь, среди сваленных в груду декораций, ящи ков с реквизитом и костюмами, царила особая атмосфера мечты, здесь витали об разы несозданных ролей. Сегодня друзья приглашены на товари щескую пирушку в парижский кабачок. Значит, на столе появятся канделябры со свечами, будут надеты камзолы с фижма ми, грудь украсит массивная цепь с ме дальоном. Весь ужин пройдет под девизом веселой озорной шутки. На следующий день — ужин в испан ской таверне. Мрачнеет убранство стола, темной материей будет задрапировано ок но, замелькают плащи, шпаги, колеты. Се годня будут огненные речи и «страсти ро ковые», дружеская пирушка вдруг пре рвется яростной дуэлью. Испанские гранды будут драться по всем правилам, ведь не даром же они брали частные уроки у от личного фехтовальщика— офицера из Ка зани. Однажды друзья решили «выйти в свет», войти в круг жизненных «шикар ных» ощущений. Поднимающий голову нэп уже успел наплодить немало рестора нов и кабаков, где вышколенные половые подавали блюда отнюдь не по нарпитов- ским раскладкам. В Харькове широкой славой стал пользоваться ресторан на Сум ской улице под названием «Ренессанс». Здесь был оркестрик, певичка и соответ ствующие посетители — богатейший мате риал для наблюдений. На Скопленные день ги друзья заказали роскошный обед из 12 блюд, куда входили на десерт мороженое и шоколад. Взвизгивала скрипка, усердно крутила юбками танцовщица, зад-лушая оркестрик, выводила заунывную песню подвыпившая компания в углу, хозяин увещевал нарушителей приличий. Все было необычно, увлекало новизной ощущений, но... не выдержали студенче ские желудки, оба приятеля заболели жел тухой. На этом и закончилась их «светская жизнь». Странной и непонятной может пока заться эта приверженность к старине, к уходящему в прошлое миру. Почему юно ши, вступившие на артистическое поприще в бурные, стремительные дни революции, столько усилий тратили на освоение обы чаев, нравов, воззрений ушедших поколе ний? А результаты постоянного погружения в иные времена и нравы не замедлили ска заться: речь становилась возвышенно-де кламационной, появилась особая грация человека, в совершенстве владеющего пла щом и шпагой. Даже спустя десятилетия, когда я повстречался с Константином Иса аковичем Валевским, удивительно моло жавым, стройным, плавно-порывистым человеком, когда я вслушивался в его разно образно модулирующий голос, дивясь ма нере говорить распевно, почти так, как го ворят в кинофильме «Шербургские зонти ки», я не мог отделаться от ощущения, что передо мной переодетый в современную одежду испанский гранд. Но было бы величайшей несправедли востью на этом основании полагать, что жизненной, художнической позицией Бах- ромова и его друзей по «Красному факелу» 20-х годов было бегство от действительно сти в мир старины. Не кто иной, как Лео нид Бахромов, был автором приветствен ного адреса, преподнесенного Татищеву в день полугодовщины театра от имени всей труппы. «...В золотые дни плодоносной осени, после полугодовых скитаний и восхожде ний, мы достигли первой вершины необоз римой горы. За нами узкая торная тропа, впереди крутые отвесы скал, теряющихся в беспредельном просторе. Стальным коль цом сомкнулись крестоносцы вокруг сме лого вождя и готовятся к новому тяжело му пути. Изможденные и усталые, мы все же бодро смотрим вперед и твердо верим, что рано или поздно достигнем высей, и радостно ждем нового боя. Словно моло дые зеленые побеги вокруг ветвистого ду ба, сомкнулись мы вокруг своего предво дителя, а в сердцах наших пылают те же алые факелы, что изображены на нашем славном знамени». Обратите внимание — какое странное сочетание средневековой символики («кре стоносцы вокруг смелого вождя») с роман тическим устремлением в завтрашний день, с ощущением революционного обновления земли. С алым факелом в сердце на штурм обетованной земли под именем Истинное искусство шли Бахромов и его друзья. Они твердо верили, что «налетевший шквал ре волюции смел со своего пути все старое, затхлое», что отныне открыты просторы «для создания Нового театра, созвучного переживаемому моменту». Не было у Бахромова сомнений в том, что служить нужно только революции, толь ко во имя ее можно любить, страдать и ненавидеть. Но пути служения были из браны весьма своеобразные — через ры царские доспехи средневековья, через сим волико-аллегорические образы пьес, чрез вычайно далеких от действительности. И в том, что это было так, а не иначе, повинно
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2