Сибирские огни № 08 - 1970

«В университете мы с Бахромовым учи­ лись на разных факультетах. Но нас свя­ зала любовь к театру. Шел 1919-й год. Как ни было голодно, на посещение при­ ехавшей в то время в Одессу так называе­ мой «качаловской группы» Художественно­ го театра мы деньги обязательно находили. Открывшаяся студия Аркадьева-Лоренцо стала нашим вторым увлечением. Но и за посещение курсов нужно было платить. Долго не раздумывали —пошли в ночные сторожа, охраняли склады какой-то коопе­ рации. Ночь. Промозглый ветер. Глухо шумит в отдалении морской прибой. После дня, проведенного на лекциях в университете! и вечера на занятиях в студии спать хо­ чется безумно. Единственное спасение — беседа. Но разговаривать, разгуливая с ружьем у склада, не очень-то сподручно. И вот на балконе сооружается манекен, к нему приставляется ружье уж этот не задремлет! А сами сторожа укладываются в ком­ нате дежурного на широченный портняжный стол, укрываются теплой рясой, которую на этот случай заимствовал из гардероба покойного отца Бахромов, и начинаются бесконечные беседы. «Все подвергалось их суду». Нужно было видеть, как возбужденный, сверкая глазами, доказывал Леонид свою мысль. Это было необычайно ярко, возвы­ шенно». Работа ночных сторожей окончилась быстро и бесславно. Однажды пришедшие наутро работники склада обнаружили, что железные шторы отомкнуты и приподняты без ведома охраны. Хотя хищения и не было обнаружено, но студентам было ре­ шительно отказано в дальнейшем доверии. Так лишились они своего приработка. Финансовый крах подстерегал не толь­ ко наших друзей. Вскоре он навис угрозой над всей студией Аркадьева-Лоренцо. Вы­ ход, найденный, как мы помним, в идее платных спектаклей, вскоре привел к соз­ данию своего театра. И вот мы уже зна­ комимся с Бахромовым и его друзьями — артистами нового одесского театра «Крас­ ный факел». Вместе со всеми Бахромов принял клят­ ву краснофакельца: «Мы отрекаемся от всяческого сцени­ ческого эгоизма, всех личных интересов во имя утверждения идеи театра. Все должны быть проникнуты по отношению к другим членам коллектива благожелательностью, сознанием единства и абсолютной беспри­ страстностью. Все должны стремиться к развитию в себе силы воли, терпения, бди­ тельности души, искренности, правды в мыслях, чувствах и поступках и вообще к выработке в себе высоких душевных, нрав­ ственных качеств... Никто не может отка­ заться ни от какой сценической и всякой Работы в театре, дисциплина, нашего те­ атра — беспрекословное подчинение всем правилам и распоряжениям, имеющим в виду осуществление целей и задач театра».. («Летопись театра», стр. 8—9). Клятве краснофакельца Бахромов оста­ нется верен навсегда, в большом и в ма­ лом. Во исполнение клятвы он будет наста­ ивать^ на «репрессиях» по отношению к студийцам Котикову и Аристовой за то,, что те, под угрозой невыхода на сцену, требовали у смотрителя сцены Вершинина контрамарок для своих знакомых. Бахро­ мов не успокоится, пока нарушителей . за­ кона театра не оштрафуют. («Летопись те­ атра», стр. 24—26). Случится, что тот же Котиков будет отказываться от выборной должности в хозяйственную часть на том основании, что «хочет целиком посвятить себя подмост­ кам». И вновь в числе тех, кто горячее всех будет восставать против фанаберии, окажется Бахромов. Он будет верен клятве, когда ее нару­ шит сам создатель «Красного факела». Вместе с восьмью «бунтарями» Бахромов возглавит «восстание на капитанском мос­ тике». В день ухода из театра Татищева Бахромов выдвинет лозунг: «Мы наш, мы новый мир построим». Случится, что виновником окажется сам Бахромов: однажды, во время спек­ такля «Рычи, Китай!», он опоздал на вы­ ход, заигравшись в шахматы. В тот же ве­ чер появилась автокарикатура — на сцене стоит растерянный артист с зажатой в ку­ лаке шахматной фигурой. Подпись: «Удач­ ный ход, но неудачный выход». Выполняя завет —«все для театра, все во имя театра», Бахромов предпримет все от него зависящее, чтобы Татищев вернул­ ся к руководству театром. Но, честно вы­ полнив волю большинства, Бахромов столь же честно поставил перед собой вопрос: а может ли он, не кривя душой, продолжать работу под руководством былого кумира, если творчески не согласен с курсом Тати­ щева? Ответ был отрицательным. И когда Татищев вернулся в «Красный факел», Бахромова там не было. Вновь встал ой под знамя «Факела» лишь через год, пос« ле вторичного и, на этот раз, окончатель­ ного ухода Татищева. Таков человеческий, моральный облик Бахромова. Здесь все ясно, кристально прозрачно. Сложнее обстоит дело с пони­ манием Бахромова-артиста... Разносторонне одаренный от природы, Бахромов хорошо рисовал, пел, образно и лаконично писал. Увлечение девушкой-нем- кой привело к тому, что вскоре Бахромов. уже свободно изъяснялся по-немецки. Из карикатур и дружеских его шаржей можно составить целый альбом... Несомненно, что в нем тесно перепле­ тались, создавая неповторимое сочетание, юмор и возвышенность душевного наст­ роя. В Одессе Бахромова запомнили высо­ ким стройным юношей в высоко подогну­ тых брюках, в «стукалках», с ярко-крас-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2