Сибирские огни № 08 - 1970
хольдовских мгновениях «окостенения», внезапных остановках действия, когда все присутствующие на сцене в момент наи высших порывов чувств вдруг замирали в полной неподвижности. «Сила Огонь-Догановской,—писал Па вел Новицкий (г. Симферополь),— в лирике страданий, призывов, причитаний, сетова ний. С потрясающей силой бредила она над головой Ио'канаана. С такой же силой она умоляла Хлодвига оставить корону и идти за нею. Игра этой актрисы убедительна, переполнена сосредоточенной силой женского трагического лиризма, тех нически безупречна». («Летопись театра», стр. 250). Но вновь мы встречаемся со свидетель ствами постоянной, сознательной непосле довательности, которую настойчиво прово дили в решении спектаклей и образов Та тищев и Огонь-Догановская. Один из наи более квалифицированных рецензентов краснофакельсхих спектаклей Л. С. Выгот ский (г. Гомель, 1923 г.) писал, что внеш няя напряженность, усилие, раскатистое «страшное р-р-р» были «совсем не к лицу пьесе, где все должно быть легко и воз душно, ибо театр Сологуба — театр теней». Тут же критик отмечал, что в самом «бес страстном голосе было много страсти, и все было слишком плотское, человеческое, вещественное» («Летопись театра», стр, 229). Как бы ни оправдывал Татищев свою линию на воспитание актера, уверяя, что «кажущийся эклектизм входит в педагоги ческую программу ученических и странни ческих годов театра», что разносторонность лишь разовьет в его питомцах гибкость, на примере Огонь-Догановской мы убежда емся в неоспоримой истине: музыкант, иг рающий на всех инструментах, до конца не владеет ни одним. Актриса романтического склада, Огонь- Догановская была малоинтересной в ролях, требовавших простоты, естественности гона. Таковы ее роли Анны Дмитриевны Лебе девой в «Зеленом кольце» 3. Гиппиус, сле пой Берты в спектакле «Сверчок на печи» по Ч. Диккенсу. Характернейшая деталь: если в роман тических ролях Огонь-Догановскую упре кали за приверженность к бытовым, натура листическим краскам, то в ролях «прос тых» — за отсутствие должной пафосности. О роли Коломбины (в пьесе Р. Лотара «Шут на троне») в исполнении Огонь-До- гановской было сказано так: «Актриса слишком проста для Коломбины. Ее мяг кий искренний тон, сугубо реалистический, резко расходится с пафосом всех остальных исполнителей. Она совсем не выявила женского лицемерия, хитрости, кошачьей игры Коломбины» («Летопись театра», стр. 49). Итак, ни роли героико-романтического характера, ни роли комедийного или быто вого плана не исполнялись Огонь-Доганов- скок в единой манере, включали в себя совершенно разнородные элементы. Пока актриса была юна, она слышала лишь комплименты. Но люди более проницатель ные ждали, когда проявится истинное, свое лицо актрисы. Не успел умолкнуть хор похвал, как началось неизбежное — распла та за попытку без серьезной подготовки, с ходу овладеть «и саблей, и ружьем». «Роль Ванны еще не найдена совсем и не сделана»; «По-прежнему очаровывает в «Саломее» Огонь-Догановская, хотя легкое снижение тона чувствовалось и у нее»; «Ма ло ритмической гибкости у Альгисты, обна руживающей иногда заученную размерен ность читки»,—таковы отзывы рецензентов в 1923—1924 гг. С изменением курса советского театраль ного искусства, с отходом от условно-алле горического языка первых пореволюцион ных лет Огонь-Догановская теряет почти все. В 1926 г. вместе с Татищевым она на всегда покидает «Красный факел». Из актрисы, претендующей на большое буду щее, она превращается в обыкновенную «героиню» периферийного театра. Она по- прежнему много играет, в ее репертуарном списке появляются Софья в ¿Горе от ума», Луиза в «Коварстве и любви», Катерина в «Грозе», Мамаева, Каренина, Кручинина, Яровая, Панова и многие другие роли. Ее удостаивают звания заслуженной артистки УССР... Но не было новых Саломеи, Альгисты, Монны Ванны. Мелькали города, нигде по долгу не задерживалась актриса. Баку и Тифлис сменились Ереваном, потом Суху ми и Батуми, юг страны вдруг поменяла Надежда Ивановна на Дальний Восток (Благовещенск, Владивосток), затем после довали Урал и Сибирь (Магнитогорск, Ир кутск), после — Ростов-на-Дону, Краснодар, Свердловск, Смоленск, К>рек и, наконец, Николаев. Острое чувство неудовлетворен ности, вечная погоня ,за синей птицей —■ таким стал удел актрисы. Как счастливый сон юности, вставали перед Надеждой Ивановной ее краснофа- кельские триумфы. А подстерегало актри су еще большее горе — болезнь, оторвав шая ее от дела всей жизни — от сцены. Те перь даже в качестве зрителя далеко не каждый спектакль от начала до конца мог ла выдержать Надежда Ивановна. Посмот рев сегодня один акт, досматривала спек такль уже в другой раз. ...И все же моя встреча с основательни цей «Красного факела» состоялась. После настойчивых просьб, разузнав предваритель но о цели визита и о теме беседы, врачи допустили меня на свидание. Был осенний прозрачный день. Передо мной распахнулась дверь больничной па латы. На кровати в светлой вязаной коф точке сидела маленькая женщина с узким лицом и тонким носом. С тревогой и бес покойством вглядывал’ась она в меня. — Чем... я могу... быть полезна? — спро сила с расстановкой. Я показал одну из фотографий, взятых
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2