Сибирские огни № 08 - 1970
ные глаза ее, чуть удлиненные к вискам, задумчиво, мечтательно устремлены вдаль. Как будто спокойная поза, но во всем су ществе .затаенный порыв. Здесь Огонь-До- гановской 19 лет. Она только-только нача ла учиться в Одесской консерватории по классу вокала. Педагоги находят у нее прекрасное «контральтовое меццо-сопрано» и прирожденную музыкальность. Лена рассказывает, что в эти же годы Надежде Ивановне приходилось работать вначале машинисткой в Главном управле нии Народного контроля при Одесском исполкоме, а потом на скачках «подаваль щицей». — Официанткой? — переспрашиваю я. ■— Нет, именно «подавальщицей». Мама всегда так говорила,—-поправляет Лена. В дальнейшем мне не раз приходилось убеждаться в точности ответов Лены, и больше я не спорил. Потом мы рассматриваем фотографии 18—19-х годов. Увлекшись уроками дикции и декламации, которые преподавал в кон серватории Борис Яковлевич Лоренцо, Огонь-Догановская, не прекращая занятий вокалом, поступила в частную Драматичес кую студию под руководством А. И. Ар кадьева и Б. Я. Лоренцо. Фотопортреты создателей студии открывают новый раздел альбома. Из педагогов самое сильное впечатление на Надежду Ивановну производит замеча тельная актриса Е, Полевицкая. Во всем стремилась подражать ей юная студийка: и в манере держаться — скромно и строго, и в одежде — темной, с высоким стоячим воротником «на косточках» и, конечно, стремилась подражать сценическим образам Полевицкой. Присутствуя на репетициях «Адриенны Лекуврер», Огонь-Догановская восхищалась одухотворенностью исполнения, что в сочетании с виртуозным владением формой роли вызывало ощущение эмо ционального взрыва, потрясавшего зрите- телей, Вскоре режиссер Гортеатра Иван Федо рович Шмидт стал приглашать студийцев для участия в массовых сценах. Первые трепетные минуты пребывания на одних подмостках с Полевицкой... В «Смерти Дантона» репетировались сцены восстания, где студийцы должны бы ли изобразить целую симфонию народной бури. Елена Александровна весь вечер про сидела в зрительном зале, молчаливая, сос редоточенная, ожидая своего выхода. Ког да настала ее очередь, поднялась на сцену. «Проходила» она свою много раз игранную роль да'же не вполовину, а в четверть тона. Но несмотря на это, на всех присутствую щих повеяло вулканом едва сдерживаемых чувств... Лена раскрыла новый альбом с первы ми рецензиями на студийные выступления Огонь-Догановской. Ее исполнение оцени вается так: «благородная сдержанность то на», «глубина и наполненность чувств». Га зетные вырезки аккуратно подклеены, но-^ увы! — ни на одной нет даты и даже на звания' газеты. Альбом составлялся для се бя, интересы будущего исследователя не учитывались. Несмотря на настораживаю щее совпадение эпитетов в оценке сцени ческой манеры Огонь-Догановской и ее лю бимой учительницы, суммируя, можно ска зать, что уже первые шаги на сцене стали для Надежды Ивановны началом ее широ кой, хотя и недолгой славы. «Вся она,— говорил мне старейший краснофакелец К. Валевский,— от музыки, от поэзии, от идеальной красоты античных форм. Только нимфа Калипсо, наверное, обладала таким чарующим голосом. Вели ко обаяние музыкальной, ритмизованной ее речи!» «Статная, пластичная, с изумительным голосом». Такими' словами определяет сце нические данные подруги своей артистичес кой юности Эмилия Давыдовна Мильтон. «Актриса, рожденная для романтических ролей». «Поющие интонации, музыкальность те ла». Все это высказывания людей, хорошо знавших творчество Огонь-Догановской краснофакельских лет жизни. Общим бы ло и такое мнение: «Она идеально выража ла стиль театра татищевского периода». ■ Но приходилось впоследствии сталки ваться и с отзывами иного рода. Говорили, что Огонь-Догановская не могла, не умела играть роли «простые», не владела бытовой и комедийной интонацией, и поворот теат ра к реализму стал одновременно началом заката ее сценической судьбы. Почти все сходились в мнении, что Надежда Иванов на не владела й не сумела овладеть даром перевоплощения, на всю жизнь осталась актрисой одной темы, одного направле ния — романтического. Я слушал, слушал, и во мне росло чув ство недоумения: большее противоречие трудно себе представить. Создатель «Крас ного факела» всегда уверял, что воспиты вает актера нового широкого типа, приуча ет играть в манерах различных школ и направлений, а первая его актриса, «вопло тившая в себе одной весь «Факел», оказы вается, была ограничена в своем творчес ком диапазоне! Как хотелось мне повидаться с Надеж дой Ивановной, как нужна мне сейчас бы ла беседа с ней! ■И беседа тотчас же состоялась. Правда, заочная: Лена положила передо мной не сколько листов бумаги, иСписанны* разма шистым почерком «с нажимом». Передо мной лежала автобиография Огонь-Дога- новской. «Пребывание в консерватории, хотя и недолгое, много помогло мне в развитии голоса, слуха, ритма, дыхания и музыкаль ности». Такими словами подытоживает акт риса первоначальный этап своего образова ния. Вслед за этим начинается краснофакель- ская эпопея.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2