Сибирские огни № 08 - 1970

фологии считавшегося покровителем пла­ вающих и путешествующих по рекам и мо­ рям. Весной 1887 года пароход «Св. Николай» был спущен ца воду, 26 июня освящен и отправился в первое плавание по Енисею. Через десять лет Сибиряков продал судно компании «Пароходство и торговля по р. Енисею». Вместе с пароходом и личным составом команды он передал чертежи, тех­ ническое описание судна, фотоснимки. Дальнейшая судьба парохода такова. Летом 1906 года команда «Св. Николая» вместе с капитаном Отто Ивановичем Элдо забастовала в знак протеста против намере­ ния компании снизить заработную плату. Владельцы парохода пригрозили увольнени­ ем, но бастующих поддержали экипажи дру­ гих судов, и стачка была выиграна. В 1911 году «Св. Николай» был подверг­ нут значительной перестройке. Убрали одну дымовую трубу, увеличили число пассажир­ ских мест. Во время наступления колчаковской ре­ акции, в конце июня 1918 года на -пароходе переправлялись в Енисейск эвакуированные на север красногвардейцы. А когда Енисейск захватили белые каратели, команда разо­ брала машину и наиболее дефицитные де­ тали выбросила за борт, чтобы лишить вра­ га возможности пользоваться судном. Весной 1919 года на отремонтированном пароходе «Св. Николай» карательный от­ ряд колчаковцев внезапно появился у села Казачинского. Здесь красные партизаны ве­ ли бой с кулацкой дружиной. Партизаны атаковали колчаковцев, и те с трудом ушли из окружения. В начале сентября 1919 года партизан­ ская армия Кравченко и Щетинкина с боя­ ми подходила к Минусинску. Колчаковское командование' на пароходе «Св. Николай» отправило подкрепление на Минусинский фронт. Но у пристани Даурское команда па­ рохода взорвала котел, и вражеский резерв застрял в пути. Здесь и погиб от рук кара­ телей капитан Отто Элло. В 1920 году полуразбитое судно вновь было отремонтировано в Красноярском за­ тоне и под именем «Красноармеец» вышло в рейс. Потом одну навигацию оно ходило под № 218, а в 1923 году его назвали — «Фридрих Энгельс». Но в. эксплуатации па­ роход был недолго. К тому времени меха-- пизмы полностью износились. Паровая швед­ ская машина не могла давать больше трид­ цати оборотов в минуту. В 1927 Году судно списали и переделали на сухогрузную баржу. О том, как в 1927 году разбирали паро­ ход «Св. Николай», много лет спустя мне рассказывал старый речник, пенсионер Кузьма Андреевич Ростовцев: —■Деревянную надстройку разбирать было ,легко, а с котлами и машиной дело осложнялось. Их предстояло разрезать, что­ бы поднять на палубу ручной талью. А ни бензореза, ни электросварочного аппа­ рата в затоне не было. На весь Крас­ ноярск имелся только один электросва­ рочный агрегат в паровозном депо. Приш­ лось долго ждать, когда он освободится. Разрезанные на мелкие части паровую ма­ шину и котлы погрузили на телеги и отвез­ ли в утиль. Годные части и-колеса постави­ ли на другие пароходы. В 1950 году в Минусинских судоремонт­ ных мастерских сухогрузную баржу переобо­ рудовали в нефтеналивную, и она пропла­ вала по Енисею еще десять лет. В 1960 го­ ду в числе прочих судов ее поставили в Подтесовском затоне для разборки на утиль. Но по правилам техники безопасности не очищенное от нефтепродуктов судно резать бензорезом нельзя — корпус «Св. Николая» остался целым. В конце 1957 года, спустя 60 лет после того, как на пароходе «Св. Николай» ехал к месту ссылки в Шушенское В. И. Ленин, речники Енисея изготовили модель в одну сотую величины. Для выявления докумен­ тальных технических материалов была об­ разована комиссия из числа ветеранов Ени­ сейского флота — капитанов К. А. Мецайка, Е. К- Крылова, В. В. Ильинского, М. А. Чеч- кина. В своем акте комиссия отметила: «1. Баржа № 318, приспособленная для перевозки нефтегрузов, зимует в Павлов­ ском затоне и ремонтируется для работы в навигацию текущего года. 2. Для переустройства на баржу № 318, действительно, был в свое время использо­ ван корпус парохода «Св. Николай». 3. Основываясь на результатах исследо­ вания музейных и литературных источников и на данных, полученных путем опроса старейших работников водного транспорта Енисея, можно утверждать, что в период, относящийся к 1897 году, пароход имел вид, зафиксированный на прилагаемой фо­ тографии». Но комиссия допустила ошибку, посчи­ тав, что на снимке, сделанном после 1900 го­ да, пароход «Св. Николай» изображен в своем первоначальном виде. Поэтому мо­ дель, находящаяся на речном бульваре в Красноярске, резко отличается от восстанов­ ленного судна. В марте 1962 года мне довелось высту­ пить по Красноярскому телевидению. Кап о факте, широко известном, я упомянул и о поездке В. И. Ленина на пароходе «Св. Ни­ колай» по Енисею, о том, что он останав­ ливался в районе Дивногорска. Но многие молодые строители Красноярской ГЭС услышали об этом впервые и стали вносить предложения восстановить пароход «Св. Ни­ колай» в том виде, каким он был в 1897 году. При Енисейском управлении речного па­ роходства в 1968 году была образована' ко­ миссия по восстановлению «Св. Николая», как исторического памятника, связанного с пребыванием В. И. Ленина в сибирской ссылке. Комиссия поручила нам с капита­ ном дизель-электрохода «Литва» Н. И. Тыч­ ковым выявить в фондах Красноярского краевого госархива материалы, имеющие

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2