Сибирские огни № 08 - 1970

Е. Владимиров КАК БЫЛ НАЙДЕН „СВ. НИКОЛАЙ” За время сибирской ссылки Владимиру Ильичу Ленину пришлось совершить три поездки по Енисею. Одна из них — на паро­ ходе «Святитель Николай». В. И. Ленин ехал тогда вместе с соратниками по «Сою­ зу борьбы за освобождение рабочего клас­ са» В. В. Старковым, Г. М. Кржижанов­ ским и его матерью Эльвирой Эрнестовной из Красноярска в сторону Минусинска. По­ ездка длилась с 30 апреля по 5 мая 1897 го­ да. Из-за мелководья судно смогло достичь только пристани Сорокине. Утром 6 мая пас­ сажиры пересели на лошадей и к вечеру прибыли в Минусинск. А пароход «Св. Ни­ колай», по сообщению иркутской газеты «Во­ сточное обозрение» № 69 за 1897 год, «под­ полз к Минусинску 13 мая». Историей этого парохода я заинтересо­ вался давно. И вот что удалось выяснить. Купцы Иван Игнатов из Тюмени и Алек­ сандр Сибиряков из Иркутска обратились 31 августа 1882 года с прошением к гене­ рал-губернатору Восточной Сибири: «Изо­ бильные природные богатства Сибирского края нуждаются для своего развития в улучшении путей сообщения. Природа не отказала Сибири в естественных дорогах, но обязывает жителя не прямо пользовать­ ся ими, а добиваться такого пользования энергичным трудом и значительным капита­ лом. Две таких дороги — реки Ангара и Енисей соединяют важные в торговом и промышленном отношении пункты Сибир­ ского края Иркутск и Минусинск... Имея намерение в будущем 1883 году докончить исследования р. Ангары, начатые нами нынешним летом от Иркутска до Ени­ сейска, и реки Енисея от Енисейска до Ми­ нусинска, с тем чтобы... учредить пароход­ ство между означенными пунктами.., просим привилегии на 15 лет,— в том, что другим лидам и компаниям или учреждениям воз­ бранена будет эксплуатация означенного водного пути». К этому прошению присоединились также обладатели больших капиталов Губ­ кин и Курбатов. Для открытия регулярного сообщения между Иркутском и Минусин­ ском купцы предполагали построить два буксирно-пассажирских парохода. Но гене­ рал-губернатор не поддержал их просьбу. Игнатов, Губкин и Курбатов от дальней­ ших хлопот отказались. Сибиряков оказался настойчивей их. В качестве капитана одного из будущих пароходов он пригласил штурмана Василия Васильевича Калистратова, имевшего опыт плавания в Тихом океане и по рекам Аля­ ски и Калифорнии. До постройки судна штурман Калистра­ тов в 1882 году совершил месячное плавание из Иркутска в Енисейск на паузке с чаем, знакомясь с Ангарой. А весной 1883 года на небольшом паровом катере благополучно проплыл все ангарские пороги и произвел измерение глубин фарватера. Ходатайство Сибирякова об устройстве пароходства на Ангаре и Енисее Алек­ сандр III утвердил только 15 августа 1885 года. Получив разрешение, Сибиряков заказал в Швеции машину в 140 сил с па­ ровой лебедкой. Детали железного корпу­ са и котлы были изготовлены в Тюмени. Пароход под названием «Св. Николай» заложили весной 1886 года в Красноярске на берегу Енисея. О ходе его строительства говорится в телеграмме генерал-губернатора министру путей сообщения Прсьету, напра­ вленной 13 августа 1886 года: «Капитан Сибиряковского парохода Калистратов, отправляясь Ангарою в Ени­ сейск, сообщил мне, что корпус назначен­ ного Ангару парохода «Святитель Николай» заложен Красноярске, машина прибудет Томск сентябре...» Название судну дали в честь Николая, «архиепископа Мирликийского», якобы жив­ шего в IV веке и по древнеславянской ми

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2