Сибирские огни № 08 - 1970

ся в руки церковников, поскольку попы ни­ когда не были подозреваемы в либерализме». * * * Палочка — село маленькое, каждый про- хожий здесь на виду. Интернатские ребя­ тишки после уроков устраивают завалинки вокруг школы, чинят тротуар, на который сыплются желтые листья берез. ■— Туесок бы сделала вам на память, да вот береста уже не отдирается, поздно,— вздыхает старушка — мать Веры Александ­ ровны. Жизнь у нее была сложная и трудная. Дети мал-мала меньше Остались на руках, когда умер муж-охотник. — Думала, кто будет охотиться, кто кормить будет? — вспоминает старушка.-^ А вот живем теперь лучше, чем прежде. И дочки выучились, и зять ученый, и То­ ля — сын нынче в институт поступил, на доктора в городе Омске учится. Свой будет доктор... Старая эвенкийка, кожа лица которой изрезана морщинами, как кора кедра, улы­ бается, Мудростью светятся ее глаза. Пом­ нит она шаманов и первую книжку в руках дочери, холодный чум с костром посередине и первое знакомство с радиоприемником. Прямо из родового строя шагнули эвенки в социализм, есть чему удивляться старикам. * * * «Сибирским окном в Европу» называли современники Обь-Енисейский канал, со­ единивший две могучие реки. Идея великого Транссибирского водного пути родилась лет двести назад. Но только с развитием пароходства за нее ухватились предприим­ чивые сибирские купцы. С 1870 по 1880 го­ ды велись изыскательские работы на трассе будущего канала, в 1893 году канал был сдан в эксплуатацию. И з книги Ж ю л я Л е г р а : «Из-за отдаленности от всякого центра цивилизации металл здесь употреблялся как можно меньше. Шлюзы построены це­ ликом из дерева. Камень, который тут не­ возможно найти, не употреблен. Я бы ни­ когда не поверил, что можно придать бал­ кам и деревянным кессонам, заполненным землей, такую прекрасную водонепроницае­ мость и сопротивляемость. Не могу скрыть радостного удивления, в которое повергает меня такая серьезная работа, выполненная, несмотря на всяческо­ го рода трудности, в болотистом лесу сре­ ди комаров и лихорадки, с кучкой случай­ ных людей и особенно с более чем скром­ ными кредитами. Вот передо мной канал, по отношению к которому правительство не проявило почти никакого интереса из боязни создать конкуренцию железной дороге. Инженеры, которые прошли весь путь совершенно не­ понятным образом,' оказались вдохновлен­ ными лишь любовью к своей трудной рабо­ те. Деньги, им переданные, полностью упо­ треблены на строительство без обычных удержаний, которые так распространены на общественных стройках русской тмперии. Они были скрупулезно честны и скромны». * * * Так, с неподдельным восхищением, пи­ сал французский ученый-публицист об этом; уникальном явлении в сибирской тайге. Почему же канал, необходимый всем, пре­ кратил свое существование? Это были годы, когда Россия встала на капиталистический путь развития, когда властвовали волчьи законы. Строители Обь-Енисейского канала столкнулись с мо­ гущественным конкурентом —железной до­ рогой. Члены «императорского государ­ ственного совета» за соответствующее воз­ награждение «исправили» проект, предло­ женный на их рассмотрение. Ширина самых узких шлюзов оказалась уменьшенной вдвое. # * # И з книги Ж ю л я Л егр а : «24 мая в 9 часов 30 минут Мы бросили якорь на некотором расстоянии от правого берега — Ломоватого стана. Первый акт на­ шего путешествия закончился. Здесь начи­ наются трудности, и ’мы обеспокоены тем, каким образом отныне будет проходить на­ ше путешествие. Система, объединяющая Обь с Енисеем, состоит из сети соединенных каналом речу­ шек. На протяжении 150 километров раз­ бросаны 12 шлюзов, которые поддерживают уровень воды. Мы стояли напротив одного из них. Трудность, прежде всего, заключа­ ется для нас в узости его ворот. Правда, они таких размеров, которые мы посчитали бы прекрасными для Франции: ширина 8,5 метра. Томский «Николай» —колесный пдроход имеет 11 метров 36 сантиметров ширины. Чтобы пройти через ворота шлюза, нужно демонтировать колеса и каюты, располо­ женные над ними. Эта работа потребует по крайней мере два дня и лишения колес. Понадобится буксир, чтобы вывезти нас за последний шлюз Я описал все в двух словах, но ¿здесь, в глуши, эти трудности очень серьезны». * # * Капитализм обрек канал на гибель еще до его возникновения. Напрасным оказался труд сотен земле­ копов, вывозивших тачками тысячи кубо­ метров земли по доскам, настланным в бо­ лотах. Напрасным оказалось мастерство

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2