Сибирские огни № 08 - 1970
ся в руки церковников, поскольку попы ни когда не были подозреваемы в либерализме». * * * Палочка — село маленькое, каждый про- хожий здесь на виду. Интернатские ребя тишки после уроков устраивают завалинки вокруг школы, чинят тротуар, на который сыплются желтые листья берез. ■— Туесок бы сделала вам на память, да вот береста уже не отдирается, поздно,— вздыхает старушка — мать Веры Александ ровны. Жизнь у нее была сложная и трудная. Дети мал-мала меньше Остались на руках, когда умер муж-охотник. — Думала, кто будет охотиться, кто кормить будет? — вспоминает старушка.-^ А вот живем теперь лучше, чем прежде. И дочки выучились, и зять ученый, и То ля — сын нынче в институт поступил, на доктора в городе Омске учится. Свой будет доктор... Старая эвенкийка, кожа лица которой изрезана морщинами, как кора кедра, улы бается, Мудростью светятся ее глаза. Пом нит она шаманов и первую книжку в руках дочери, холодный чум с костром посередине и первое знакомство с радиоприемником. Прямо из родового строя шагнули эвенки в социализм, есть чему удивляться старикам. * * * «Сибирским окном в Европу» называли современники Обь-Енисейский канал, со единивший две могучие реки. Идея великого Транссибирского водного пути родилась лет двести назад. Но только с развитием пароходства за нее ухватились предприим чивые сибирские купцы. С 1870 по 1880 го ды велись изыскательские работы на трассе будущего канала, в 1893 году канал был сдан в эксплуатацию. И з книги Ж ю л я Л е г р а : «Из-за отдаленности от всякого центра цивилизации металл здесь употреблялся как можно меньше. Шлюзы построены це ликом из дерева. Камень, который тут не возможно найти, не употреблен. Я бы ни когда не поверил, что можно придать бал кам и деревянным кессонам, заполненным землей, такую прекрасную водонепроницае мость и сопротивляемость. Не могу скрыть радостного удивления, в которое повергает меня такая серьезная работа, выполненная, несмотря на всяческо го рода трудности, в болотистом лесу сре ди комаров и лихорадки, с кучкой случай ных людей и особенно с более чем скром ными кредитами. Вот передо мной канал, по отношению к которому правительство не проявило почти никакого интереса из боязни создать конкуренцию железной дороге. Инженеры, которые прошли весь путь совершенно не понятным образом,' оказались вдохновлен ными лишь любовью к своей трудной рабо те. Деньги, им переданные, полностью упо треблены на строительство без обычных удержаний, которые так распространены на общественных стройках русской тмперии. Они были скрупулезно честны и скромны». * * * Так, с неподдельным восхищением, пи сал французский ученый-публицист об этом; уникальном явлении в сибирской тайге. Почему же канал, необходимый всем, пре кратил свое существование? Это были годы, когда Россия встала на капиталистический путь развития, когда властвовали волчьи законы. Строители Обь-Енисейского канала столкнулись с мо гущественным конкурентом —железной до рогой. Члены «императорского государ ственного совета» за соответствующее воз награждение «исправили» проект, предло женный на их рассмотрение. Ширина самых узких шлюзов оказалась уменьшенной вдвое. # * # И з книги Ж ю л я Л егр а : «24 мая в 9 часов 30 минут Мы бросили якорь на некотором расстоянии от правого берега — Ломоватого стана. Первый акт на шего путешествия закончился. Здесь начи наются трудности, и ’мы обеспокоены тем, каким образом отныне будет проходить на ше путешествие. Система, объединяющая Обь с Енисеем, состоит из сети соединенных каналом речу шек. На протяжении 150 километров раз бросаны 12 шлюзов, которые поддерживают уровень воды. Мы стояли напротив одного из них. Трудность, прежде всего, заключа ется для нас в узости его ворот. Правда, они таких размеров, которые мы посчитали бы прекрасными для Франции: ширина 8,5 метра. Томский «Николай» —колесный пдроход имеет 11 метров 36 сантиметров ширины. Чтобы пройти через ворота шлюза, нужно демонтировать колеса и каюты, располо женные над ними. Эта работа потребует по крайней мере два дня и лишения колес. Понадобится буксир, чтобы вывезти нас за последний шлюз Я описал все в двух словах, но ¿здесь, в глуши, эти трудности очень серьезны». * # * Капитализм обрек канал на гибель еще до его возникновения. Напрасным оказался труд сотен земле копов, вывозивших тачками тысячи кубо метров земли по доскам, настланным в бо лотах. Напрасным оказалось мастерство
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2