Сибирские огни № 08 - 1970

ПОИСКИ И НАХОДКИ Э. Стойлов ПО СЛЕДАМ СТАРОЙ Этот старинный том-в кожаном перепле­ те с потемневшим тиснением французских слов, видимо, пролежал бы еще много лет на полках нашей семейной библиотеки, ес­ ли бы однажды я не получил такое письмо: «По некоторым источникам мне стало известно, что Вы являетесь правнуком на­ шего земляка Стойлова Владимира Ивано­ вича, который был капитаном парохода «Св. Николай» на Енисее. Не сохранились ли в Вашей семье до­ кументы или воспоминания о том, в какие годы В. И. Стойлов был капитаном на па­ роходе «Св. Николай»? Это очень важно установить, так как на этом пароходе в 1897 году ехал В. И. Ленин, направляясь в ссылку в село Шушенское». Далее сообщалось, что автор письма, уроженец села Истобенского Кировской об­ ласти В. Пленков,— краевед, он ведет кар­ тотеку замечательных земляков, в селе есть люди, которые хорошо помнят Стойловых, сохранился даже их дом. Что мой прадед — выходец из Вятской губернии, я знал, что он был капитаном па­ рохода на Енисее,— тоже знал. И свиде­ тельствовала об этом та старинная книга в кожаном переплете. Она была издана в Па­ риже в 1899 году и принадлежит перу Жю­ ля Легра — ученого и публициста, совер­ шившего двухгодичное путешествие по Си­ бири. Этот старый том передавался в нашей семье по наследству из поколения в поко­ ление, и как-то случилось, что интерес к не­ му притупился. Книга, имея полное право быть реликвией, стала всего лишь сувени­ ром. Забавным, обычным и привычным. От­ печатанная на прекрасной меловой бумаге, она за семьдесят лет потемнела лишь на срезах, сохранив четкость бисера латинско­ го шрифта. Для всякого, не знающего Французского языка, главный интерес в книге представляли фотографии. Тут запечатлены и женщины Томска, КНИГИ полощущие белье на реке, и охотники-эвен­ ки со всем антуражем их таежного житья: чумы, рогатины, костры; тут были и фото­ графии, кандальников, расположившихся на отдых по дороге в Красноярск под присмот­ ром солдат с винтовками,— в общем, уже по иллюстрациям было многое понятно. А так как французского языка в нашей семье никто не знает, то общение со ста­ ринным томом и ограничивалось созерца­ нием иллюстраций. На титульном листе Жюль Легра написал по-русски: «Дорогому моему другу — командиру «Николая», на корабле которого я пробыл самое счастливое время этого путешествия, Владимиру Ивановичу Стойлову — от все­ го сердца. Жюль Легра». В книге помещена фотография «кораб­ ля». Колесный буксир с одной трубой, чер­ ный корпус, белые надстройки, мачта. На­ звания парохода на снимке не видно. Фран­ цуз пишет: «Николай». А в письме из Ки­ рова: «Св. Николай» и капитан Стойлов. Было от чего взволноваться мне, сотрудни­ ку Томской областной газеты, и был весь­ ма убедительный повод моему редактору разрешить мне в этот же день вылететь в Красноярск. Шофер такси, которого я по дороге из Красноярского аэропорта расспрашивал о краеведческом музее и от которого пытался узнать, есть ли там документы о пароходе, увозившем Ленина в ссылку, сказал: — А у нас на пристани стоит- макет «Святого Николая». — Давай прямо туда. И вот гранитный постамент, золото ме­ мориальной доски, стеклянный колпак и под ним макет судна. Но у этого макета нет ни­ какого сходства с изображенным в книге па­ роходом. У Жюля Легра — буксир, здесь — пассажирский, в книге—-с одной трубой.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2