Сибирские огни № 08 - 1970

А так, без фотографий, попробуй разобрать­ ся в музейном море. Алексей Дементьевич пригласил меня посмотреть снимки из его зарубежных поез­ док. Поездить ему пришлось немало. Фатья­ нов — член советского Комитета междуна­ родного совета музеев. Единственный из всех директоров периферийных музеев. В составе делегаций он побывал в Англии, во Франции, в Австрии, Венгрии, Болгарии, Югославии, Румынии, Чехословакии, в Ма­ рокко... В Англии был по приглашению Бри­ танского совета и считался официально го­ стем королевы. — Даже в королевской ложе сидел на спектакле,— посмеивается Фатьянов.— Смот­ рел «Мою прекрасную леди». Наш гид — ди­ ректор музея «Виктории и Альберта» сэр Тречел Кох сказал, что впервые, благодаря нам, удостоился такой высокой чести... Иркутский художественный музей ведет активную переписку с Пловдивским музеем, с Эдинбургской Шотландской национальной галереей. Дружеские связи установились у него с японскими художниками Тосико и Ири Маруки, приобретшими всемирную из­ вестность своими полотнами, посвященны­ ми трагедии Хиросимы. Были супруги Ма­ руки в Иркутске, а в прошлом году Фатья­ нов сам, туристом, ездил в Японию, побывал у них в гостях и в организованном ими му­ зее. Привез в подарок свыше двадцати ри­ сунков японских друзей. Сегодня Иркутский музей перерос уже областные рамки. Его хорошо знают в стра­ не, ему удивляются многочисленные иност­ ранные гости города. Вряд ли городской голова Сукачев, закладывая почти сто лет назад основы своей картинной галереи, мог даже мечтать о таком размахе музейного дела в сибирском крае. В Иркутске до недавнего времени насчи­ тывался 31 член Союза художников: графи­ ки и скульпторы, портретисты и приклад­ ники. Однажды они собрались в Доме ху­ дожников для очередного приема в члены Союза. Все было как обычно, за исключе­ нием того, что вступающий не мог назвать ни одного своего произведения. — Алексей Дементьевич Фатьянов,— объявил председатель. Много рассказывать о Фатьянове не бы­ ло необходимости. Вся его работа — на ви­ ду у города. Фатьянову принадлежит заслу­ га воссоздания биографий иркутских худож­ ников. Он вернул к жизни многие несправед­ ливо забытые имена. Он тридцать четыре года строил, расширял вверенный ему ху­ дожественный музей и сделал его действи­ тельно центром культурной жизни города. Знали Фатьянова и как автора многочислен­ ных статей, исследований, наконец, книги «Судьба сокровищ»... — Принять! — таково было общее мне­ ние. I \

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2