Сибирские огни № 08 - 1970

реставратор музея. Это она возвратила к жизни картины художника Андреева. Да разве только его! Главный хранитель музея Альбина Ново- хатько, экскурсовод Тамара Баранова — все они начали со школьного кружка Пухов- ской. Потом учеба и закономерный исход — работа в музее. Большой друг директора музея профес­ сор Иркутского университета Сергей Влади­ мирович Шостакович посоветовал мне: — Если вы хотите написать о Фатьяно­ ве—обязательно покажите окружение, в ко­ тором он работает. Ведь самое главное, что Алексей Дементьевич сумел зажейь своим делом десятки людей. Друзья музея! В Ангарске инженер Алек­ сей Павлович Бураков читает лекции об изобразительном искусстве, сам организует выставки из музейных репродукций. Учитель рисования из Киренского училища Георгий Александрович Кузнецов оказал неоцени­ мую помощь музею в сборе икон сибирского письма. О старейшем иркутском художнике Владимире Петровиче Томиловском я уже говорила — без его помощи не обходится ни одна выставка, которая организуется му­ зеем. Среди друзей Фатьянова известный ар­ хеолог, директор Института истории Сибир­ ского отделения Академии наук академик Алексей Павлович Окладников. Сколько до­ рог исходили вместе, сколько соли съели. До сих пор оба вспоминают поход на лод­ ке по Ангаре. — Нас в одной деревне приняли за бро­ дяг,—смеется Фатьянов,— Вышли-то мы на берег небритые, искусанные комарами, обор­ вавшиеся за время похода. Дело дошло до выяснения личности... Окладников сделал щедрые подарки му­ зею— целую коллекцию произведений пер­ вобытного искусства палеолита. Среди эк­ спонатов— женские фигурки, найденные в долине Ангары у села Буреть. Окладников же подарил предметы искусства новокамен­ ного века: женские статуэтки из Усть-Удин- ского могильника, глыбы с наскальными ри­ сунками, доставленные из зоны затопления Братской ГЭС. Фатьянов на общественных началах ис­ полняет должность заместителя председате­ ля областного Общества по охране памятни­ ков культуры. На этой почве он крепко по­ дружился с председателем горсовета Нико­ лаем Францевичем Салацким. С помощью Салацкого удалось выселить хлебозавод из бывшего собора Богоявленья, строитель­ ство которого относится к 1716—1726 гг. После реставрации помещения здесь откро­ ется филиал художественного музея. На­ мечено реставрировать и польский костел, история которого восходит к восьмидесятым годам девятнадцатого века. В этом помеще­ нии будет открыт музей ссыльных польских повстанцев. Инициаторами организации та­ кого музея выступили Н. Ф. Салацкий и профессор С. В. Шостакович. Обществу по охране памятников удалось спасти ограду у исторического Белого дома в Иркутске, которую ретивые градостроите­ ли чуть было не снесли «в целях благо­ устройства». Уникальные Знаменская и Крестовоздвиженская церкви —интересней­ шие памятники архитектуры во всей Сиби­ ри —отданы на сохранение... священнослу­ жителям. Они обязаьы беречь эти здания, своевременно производить их ремонт, по­ краску и отчитываются за порядок перед Обществом, Иркутяне восстанавливают в первона­ чальном виде дома декабристов Трубецкого и Волконского. Здесь тоже будут музеи. Дом Трубецкого уже восстановлен. Несколько часов возил и водил меня Фатьянов по Иркутску. Рассказывал об истории города, о замечательных людях, ко­ торые в нем живут. И становилось ясно, что заботы и привязанности директора выходят далеко за рамки одного музея. Это большой патриот Сибири, своего города, которому он отдает свои знания, талант исследовате­ ля и пропагандиста искусства. В прошлом году музей организовал 46 выставок. Среди них выставка из произведе­ ний иркутских художников, посвященная 50-летию комсомола, выставка советской графики из фондов музея имени Пушкина, выставка произведений советских художни­ ков, выставка иркутского художника Г. Г. Леви, экспозиция подарк.ов японских художников Тосико и Ири Маруки... Под­ готовка каждой из этих выставок потребо­ вала немало времени и труда, а ведь за это же время было еще организовано около со­ рока экспозиций в школах, институтах, на предприятиях. За 1969 год Фатьянов и его помощники прочитали 315 лекций по искусству. Сверх, этого — выступления по радио, в газетах с рассказом о творчестве того или иного ху­ дожника, об отдельной картине, составле­ ние каталогов выставок... Для пяти штатных работников музея объем работы более чем' достаточный. Много внимания требует к себе искус­ ствоведческий кружок школьников. Но за­ то и отдача от него немалая. Некоторые кружковцы уже сами выступают с лекция­ ми и беседами об изобразительном искус­ стве. Находившись и наездившись, беседуем в небольшой квартирке Фатьянова. Здесь всю стену занимают книжные полки. В прихо­ жей от потолка до половины стены — тоже полки. На них в одинаковых папках, строго пронумерованные, в раз навсегда установ­ ленном порядке, хранятся фотографии и описания всех десяти тысяч экспонатов му­ зея. — Мой музей на дому. Сотрудники удив­ ляются, как это я помню каждую картину, а секрета нет — у меня все они в буквальном смысле под руками.—Фатьянов явно гор­ дится и своей системой учета, и конструк­ цией книжных полок, сделанных по его за­ казу.— При этой системе мы можем любую экспозицию сделать за несколько дней.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2