Сибирские огни № 08 - 1970
реставратор музея. Это она возвратила к жизни картины художника Андреева. Да разве только его! Главный хранитель музея Альбина Ново- хатько, экскурсовод Тамара Баранова — все они начали со школьного кружка Пухов- ской. Потом учеба и закономерный исход — работа в музее. Большой друг директора музея профес сор Иркутского университета Сергей Влади мирович Шостакович посоветовал мне: — Если вы хотите написать о Фатьяно ве—обязательно покажите окружение, в ко тором он работает. Ведь самое главное, что Алексей Дементьевич сумел зажейь своим делом десятки людей. Друзья музея! В Ангарске инженер Алек сей Павлович Бураков читает лекции об изобразительном искусстве, сам организует выставки из музейных репродукций. Учитель рисования из Киренского училища Георгий Александрович Кузнецов оказал неоцени мую помощь музею в сборе икон сибирского письма. О старейшем иркутском художнике Владимире Петровиче Томиловском я уже говорила — без его помощи не обходится ни одна выставка, которая организуется му зеем. Среди друзей Фатьянова известный ар хеолог, директор Института истории Сибир ского отделения Академии наук академик Алексей Павлович Окладников. Сколько до рог исходили вместе, сколько соли съели. До сих пор оба вспоминают поход на лод ке по Ангаре. — Нас в одной деревне приняли за бро дяг,—смеется Фатьянов,— Вышли-то мы на берег небритые, искусанные комарами, обор вавшиеся за время похода. Дело дошло до выяснения личности... Окладников сделал щедрые подарки му зею— целую коллекцию произведений пер вобытного искусства палеолита. Среди эк спонатов— женские фигурки, найденные в долине Ангары у села Буреть. Окладников же подарил предметы искусства новокамен ного века: женские статуэтки из Усть-Удин- ского могильника, глыбы с наскальными ри сунками, доставленные из зоны затопления Братской ГЭС. Фатьянов на общественных началах ис полняет должность заместителя председате ля областного Общества по охране памятни ков культуры. На этой почве он крепко по дружился с председателем горсовета Нико лаем Францевичем Салацким. С помощью Салацкого удалось выселить хлебозавод из бывшего собора Богоявленья, строитель ство которого относится к 1716—1726 гг. После реставрации помещения здесь откро ется филиал художественного музея. На мечено реставрировать и польский костел, история которого восходит к восьмидесятым годам девятнадцатого века. В этом помеще нии будет открыт музей ссыльных польских повстанцев. Инициаторами организации та кого музея выступили Н. Ф. Салацкий и профессор С. В. Шостакович. Обществу по охране памятников удалось спасти ограду у исторического Белого дома в Иркутске, которую ретивые градостроите ли чуть было не снесли «в целях благо устройства». Уникальные Знаменская и Крестовоздвиженская церкви —интересней шие памятники архитектуры во всей Сиби ри —отданы на сохранение... священнослу жителям. Они обязаьы беречь эти здания, своевременно производить их ремонт, по краску и отчитываются за порядок перед Обществом, Иркутяне восстанавливают в первона чальном виде дома декабристов Трубецкого и Волконского. Здесь тоже будут музеи. Дом Трубецкого уже восстановлен. Несколько часов возил и водил меня Фатьянов по Иркутску. Рассказывал об истории города, о замечательных людях, ко торые в нем живут. И становилось ясно, что заботы и привязанности директора выходят далеко за рамки одного музея. Это большой патриот Сибири, своего города, которому он отдает свои знания, талант исследовате ля и пропагандиста искусства. В прошлом году музей организовал 46 выставок. Среди них выставка из произведе ний иркутских художников, посвященная 50-летию комсомола, выставка советской графики из фондов музея имени Пушкина, выставка произведений советских художни ков, выставка иркутского художника Г. Г. Леви, экспозиция подарк.ов японских художников Тосико и Ири Маруки... Под готовка каждой из этих выставок потребо вала немало времени и труда, а ведь за это же время было еще организовано около со рока экспозиций в школах, институтах, на предприятиях. За 1969 год Фатьянов и его помощники прочитали 315 лекций по искусству. Сверх, этого — выступления по радио, в газетах с рассказом о творчестве того или иного ху дожника, об отдельной картине, составле ние каталогов выставок... Для пяти штатных работников музея объем работы более чем' достаточный. Много внимания требует к себе искус ствоведческий кружок школьников. Но за то и отдача от него немалая. Некоторые кружковцы уже сами выступают с лекция ми и беседами об изобразительном искус стве. Находившись и наездившись, беседуем в небольшой квартирке Фатьянова. Здесь всю стену занимают книжные полки. В прихо жей от потолка до половины стены — тоже полки. На них в одинаковых папках, строго пронумерованные, в раз навсегда установ ленном порядке, хранятся фотографии и описания всех десяти тысяч экспонатов му зея. — Мой музей на дому. Сотрудники удив ляются, как это я помню каждую картину, а секрета нет — у меня все они в буквальном смысле под руками.—Фатьянов явно гор дится и своей системой учета, и конструк цией книжных полок, сделанных по его за казу.— При этой системе мы можем любую экспозицию сделать за несколько дней.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2