Сибирские огни № 08 - 1970
двухсот книг по изобразительному искус ству. Почти столько же работ получено от из вестного московского коллекционера Ф. Е. Вишневского: И. Левитан, В. Переплетчиков, Р. Судковский, картины зарубежных ху дожников. Ценнейшие полотна подарил ир кутянам еще один московский коллекцио нер —Николай Кириллович Величко. Среди них оказались портреты кисти О. Кипренско го и В. Тропинина, картины русских живо писцев XVIII века. А недавно он прислал в музей бронзовую литую скульптуру и бо гатейшую коллекцию монет. Когда в 1966 году Фатьянов решил орга низовать выставку подарков музею, их уже набралось более двух с половиной тысяч. Иркутянка Е. А. Бергман принесла в кабинет Фатьянова четыре акварели К. Макарова, выполненные им во время совместного пу тешествия с Репиным и Васильевым по Вол ге в 1870 году. В числе подарков—два по лотна известного советского художника К. А. Савицкого, преподнесенные музею его вдовой М. А. Савицкой. Передо мной каталог подарков. В нем сто десять имен. Тут и известные коллекционеры и люди, принесшие в дар музею то немногое, что у них было. Они ничего не требовали взамен. Да и что может дать' музей? Дар ственный акт с инвентарным номером? Письмо с благодарностью? Постоянный пропуск в музей? — И акты, и письма с благодарностью, и пропуска — все это мы, конечно, давали,— задумчиво вспоминает Фатьянов.— Но лю ди шли не за этим. Выставка подарков вы звала волну удивительных, бескорыстных, возвышенных чувств. Произведения искус ства в музей несли пенсионеры и пионеры, художники и рабочие. Немало было и за труднительных случаев. Скажем, как объ яснить человеку, что картина, которую он нам принес, не представляет художествен ной ценности? Он ведь не продает, а дарит! Как ему отказать и вместе с тем не оби деть его? В общем, эта выставка помогла выявить не только не.,известные нам доселе художественные ценности, но и новые ду шевные сокровища людей. Пополнился фонд музея, выросло число его друзей. Знакомлюсь с экспозицией. Здесь что ни картина, то и сюжет для рассказа или по вести. Вот, например, гордость музея — полотно Никола Пуссена «Избрание апостолов». Об истории ее спасения написан рассказ, снят фильм (Новосибирское телевидение), опуб ликованы заметки во многих газетах страны. И само произведение Пуссена и его судьба действительно необыкновенны. Произведениями Пуссена справедливо гордятся крупнейшие музеи мира. Его кар тины занимают почетное место в экспози циях ленинградского Эрмитажа и Музея изобразительных искусств имени Пушкина в Москве. На полотне, хранящемся в Ир кутске, изображен момент, когда Христос в окружении своих приближенных избирает себе учеников. Здесь же, в правом углу кар. тины, мы видим сцену — рыбаки делят свой улов, не обращая внимания на Христа. Только двое смотрят на него: один прекло нил перед ним колено, другой рыбак, на ко торого указывает Христос, идет покорно к будущему учителю. В библейском сюжете Пуссен по существу раскрыл жанровую те му, рассказал об обыденной рыбацкой жизни. — «Избрание апостолов» приобрел в свое время основатель картинной галереи В. П. Сукачев. В 1920 году Сукачев умер. Безнадзорная галерея никем не охранялась, и отряд интервентов, перед тем как поки нуть Иркутск, выкрал Пуссена из помеще ния. Узнав, что картина исчезла, группа ир кутских художников сообщила об этом в ревком. Несмотря на массу неотложных дел, штаб Советской власти немедленно отклик нулся на тревожный сигнал. Необходимо было спешить: эшелон с интервентами ухо дил через несколько часов из Иркутска. И вот наряд красноармейцев вместе с худож никами пошел по вагонам. Дважды безре зультатно «прочесали» весь состав. Кар тину обнаружили случайно — на одном из столов, за которым пировали офицеры, за гнулся угол скатерти, а под ней художники увидели холст... Так Пуссен снова вернулся в Иркутск. На память об этом приключе нии на холсте осталась штыковая рана и круг расплавленного лака в том месте, где стоял стакан с горячим чаем. Это пятно, ес ли присмотреться внимательнее, видно и се годня. Об огромной ценности картины свиде тельствует тот факт, что уже в 1921 году один богатый американец, приехавший в Ир кутск, предлагал за поврежденное полотно Пуссена 20 тысяч долларов! Но и тогда, в голодные и тяжелые годы, новая власть ду мала о будущих поколениях советских лю дей и сохранила для них это выдающееся произведение. В прошлом году в Восточно-Сибирском издательстве вышла книга Фатьянова «Судьба сокровищ». Там вы сможете по дробно прочитать историю картины Пус сена. У книги Фатьянова тоже своя интересная судьба. Может быть, первым, тогда еще не осоз нанным, толчком к ее созданию послужило исследование творчества художника Ми хаила Ивановича Пескова, одного из три надцати художников-передвижнйков. Уро женец Иркутска, Песков уехал учиться в Академию и больше уже не возвращался в родные края. Современники говорили о нем, как о большом таланте. Но тяжелая болезнь и ранняя смерть не дали в полную меру раз вернуться этому таланту.. Более тридцати лет назад начинающий сотрудник музея Алексей Фатьянов взялся за выяснение обстоятельств жизни худож ника. Он рылся в архивах, переписывался и встречался с теми, кто мог пролить свет на судьбу Пескова, писал о нем в газете.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2