Сибирские огни № 08 - 1970

двухсот книг по изобразительному искус­ ству. Почти столько же работ получено от из­ вестного московского коллекционера Ф. Е. Вишневского: И. Левитан, В. Переплетчиков, Р. Судковский, картины зарубежных ху­ дожников. Ценнейшие полотна подарил ир­ кутянам еще один московский коллекцио­ нер —Николай Кириллович Величко. Среди них оказались портреты кисти О. Кипренско­ го и В. Тропинина, картины русских живо­ писцев XVIII века. А недавно он прислал в музей бронзовую литую скульптуру и бо­ гатейшую коллекцию монет. Когда в 1966 году Фатьянов решил орга­ низовать выставку подарков музею, их уже набралось более двух с половиной тысяч. Иркутянка Е. А. Бергман принесла в кабинет Фатьянова четыре акварели К. Макарова, выполненные им во время совместного пу­ тешествия с Репиным и Васильевым по Вол­ ге в 1870 году. В числе подарков—два по­ лотна известного советского художника К. А. Савицкого, преподнесенные музею его вдовой М. А. Савицкой. Передо мной каталог подарков. В нем сто десять имен. Тут и известные коллекционеры и люди, принесшие в дар музею то немногое, что у них было. Они ничего не требовали взамен. Да и что может дать' музей? Дар­ ственный акт с инвентарным номером? Письмо с благодарностью? Постоянный пропуск в музей? — И акты, и письма с благодарностью, и пропуска — все это мы, конечно, давали,— задумчиво вспоминает Фатьянов.— Но лю­ ди шли не за этим. Выставка подарков вы­ звала волну удивительных, бескорыстных, возвышенных чувств. Произведения искус­ ства в музей несли пенсионеры и пионеры, художники и рабочие. Немало было и за­ труднительных случаев. Скажем, как объ­ яснить человеку, что картина, которую он нам принес, не представляет художествен­ ной ценности? Он ведь не продает, а дарит! Как ему отказать и вместе с тем не оби­ деть его? В общем, эта выставка помогла выявить не только не.,известные нам доселе художественные ценности, но и новые ду­ шевные сокровища людей. Пополнился фонд музея, выросло число его друзей. Знакомлюсь с экспозицией. Здесь что ни картина, то и сюжет для рассказа или по­ вести. Вот, например, гордость музея — полотно Никола Пуссена «Избрание апостолов». Об истории ее спасения написан рассказ, снят фильм (Новосибирское телевидение), опуб­ ликованы заметки во многих газетах страны. И само произведение Пуссена и его судьба действительно необыкновенны. Произведениями Пуссена справедливо гордятся крупнейшие музеи мира. Его кар­ тины занимают почетное место в экспози­ циях ленинградского Эрмитажа и Музея изобразительных искусств имени Пушкина в Москве. На полотне, хранящемся в Ир­ кутске, изображен момент, когда Христос в окружении своих приближенных избирает себе учеников. Здесь же, в правом углу кар. тины, мы видим сцену — рыбаки делят свой улов, не обращая внимания на Христа. Только двое смотрят на него: один прекло­ нил перед ним колено, другой рыбак, на ко­ торого указывает Христос, идет покорно к будущему учителю. В библейском сюжете Пуссен по существу раскрыл жанровую те­ му, рассказал об обыденной рыбацкой жизни. — «Избрание апостолов» приобрел в свое время основатель картинной галереи В. П. Сукачев. В 1920 году Сукачев умер. Безнадзорная галерея никем не охранялась, и отряд интервентов, перед тем как поки­ нуть Иркутск, выкрал Пуссена из помеще­ ния. Узнав, что картина исчезла, группа ир­ кутских художников сообщила об этом в ревком. Несмотря на массу неотложных дел, штаб Советской власти немедленно отклик­ нулся на тревожный сигнал. Необходимо было спешить: эшелон с интервентами ухо­ дил через несколько часов из Иркутска. И вот наряд красноармейцев вместе с худож­ никами пошел по вагонам. Дважды безре­ зультатно «прочесали» весь состав. Кар­ тину обнаружили случайно — на одном из столов, за которым пировали офицеры, за­ гнулся угол скатерти, а под ней художники увидели холст... Так Пуссен снова вернулся в Иркутск. На память об этом приключе­ нии на холсте осталась штыковая рана и круг расплавленного лака в том месте, где стоял стакан с горячим чаем. Это пятно, ес­ ли присмотреться внимательнее, видно и се­ годня. Об огромной ценности картины свиде­ тельствует тот факт, что уже в 1921 году один богатый американец, приехавший в Ир­ кутск, предлагал за поврежденное полотно Пуссена 20 тысяч долларов! Но и тогда, в голодные и тяжелые годы, новая власть ду­ мала о будущих поколениях советских лю­ дей и сохранила для них это выдающееся произведение. В прошлом году в Восточно-Сибирском издательстве вышла книга Фатьянова «Судьба сокровищ». Там вы сможете по­ дробно прочитать историю картины Пус­ сена. У книги Фатьянова тоже своя интересная судьба. Может быть, первым, тогда еще не осоз­ нанным, толчком к ее созданию послужило исследование творчества художника Ми­ хаила Ивановича Пескова, одного из три­ надцати художников-передвижнйков. Уро­ женец Иркутска, Песков уехал учиться в Академию и больше уже не возвращался в родные края. Современники говорили о нем, как о большом таланте. Но тяжелая болезнь и ранняя смерть не дали в полную меру раз­ вернуться этому таланту.. Более тридцати лет назад начинающий сотрудник музея Алексей Фатьянов взялся за выяснение обстоятельств жизни худож­ ника. Он рылся в архивах, переписывался и встречался с теми, кто мог пролить свет на судьбу Пескова, писал о нем в газете.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2