Сибирские огни № 08 - 1970
увлеченности. Да, именно любовь к музею, боязнь оставить его без присмотра, не дали возможности Фатьянову «остепениться». Скоро музей будет отмечать свое столе тие. В Сибири нет ему сверстника по возра сту, нет и равного по объему художествен ных сокровищ. Он по праву считается одним из богатейших периферийных храни лищ произведений изобразительного искус ства. Иркутский музей начинался из частной картинной галереи здешнего городского го ловы и мецената Владимира Платоновича Сукачева. Получив большое наследство от своего дяди — богатейшего иркутского куп ца Трапезникова, Сукачев употребил некую часть его на культурные нужды Иркутска: организовал бесплатную школу для девочек, помогал студентам-сибирякам, учившимся в Петербурге, наконец, создал Картинную га лерею. Уже в годы Советской власти небольшая частная коллекция превратилась в один из крупнейших художественных музеев, насчи тывающий сегодня более 10 тысяч экспона тов. Гордость иркутян — «Нищая» Репина, «Перелесок» Шишкина, «Бедный ужин» Максимова, «Портрет неизвестного» Тропи- нина, «Избрание апостолов» Пуссена и дру гие картины. В музее собрана уникальная коллекция произведений китайского и япон ского искусства, ценнейшие иконы сибирско го письма, изделия русского, западноевро пейского' и восточного фарфора. За 34 года, что проработал здесь Алексей Дементьевич, фонд музея увеличился более чем на семь тысяч экспонатов. Если учесть, что музей не имеет ни рубля на их приобретение, то та кой бурный рост требует специального. разъяснения. ...Несколько лет назад в Москве, на сове щании музейных работников Фатьянов об ратил внимание на средних лет мужчину с нервным подвижным лицом. Кто-то из кол лег шепнул ему, что это известный москов ский коллекционер Невзоров. К коллекцио нерам у Фатьянова особое отношение. И, прямо скажем, не всегда бескорыстное. В перерыве Алексей Дементьевич разыскал Невзорова и представился ему. — Говорят, Юлий Владимирович, у вас дома есть немало интересного. Нельзя ли посмотреть? — Буду рад вас видеть.—Невзоров дей ствительно был рад знакомству с Фатьяно вым, поскольку среди московских коллекцио неров у последнего была уже прочная репу тация.— Кстати, у меня тоже есть к вам раз говор. Второго приглашения Фатьянову не пона добилось. Еще не было десяти утра, когда он постучался в двери квартиры Невзорова. За спанный хозяин провел гостя в большую комнату: картины, картины —они занимали все стены от пола до потолка. — Я по рождению иркутянин,— расска зывал Невзоров, с удовлетворением по глядывая на буквально ошалевшего от вида такого богатства Фатьянова.— И вот поду мываю после своей смерти завещать коллек цию родному городу. — Побойтесь бога, Юлий Владимирович, вам рано думать о смерти. Да и какое удов летворение вы получите потом от своего щедрого дара? Подарите музею вашу кол лекцию, пока вы живы и здоровы! Мы вне сем картины в каталог с именем дарителя. Кстати, у нас скоро будет выставка подар ков музею, и мы пригласим вас в Иркутск. Фатьянов с таким пылом уговаривал Невзорова, что тот не выдержал. — Ладно, приедете в следующий раз в Москву, я вам кое-что приготовлю. — Да зачем же в следующий раз, милый вы мой Юлий Владимирович,—совсем уже взмолился Фатьянов.—Самолет у менй но чью, за это время все успеем уложить... До самого вечера хозяин и гость снима ли холсты с подрамников, бережно сверты вали их, упаковывали. Скоро в углу комна ты выросла солидная гора пакетов, которая явно не поместилась бы в одно такси. «Ба тюшки, да есть ли у меня деньги, чтобы до браться до аэропорза?»— вдруг с ужасом подумал Алексей Дементьевич, лихорадочно ощупывая свои карманы. Пятнадцать руб лей... Только-только хватит, чтобы на двух такси приехать в Домодедово. Но еще надо платить за багаж! И вот замотанный, усталый, не успев да же пообедать, примчался Фатьянов в аэро порт и занял место у стойки, где регистри ровали билеты. Он выискивал знакомых среди попутчиков. Вот мелькнуло лицо, ко торое он вроде бы где-то уже видел. — Вы до Иркутска? — обратился Фатья нов к солидному мужчине с небольшим сак вояжем в руке. Тот кивнул.—Я директор музея,— продолжал Фатьянов,— везу ирку тянам подарки, а денег заплатить за багаж нет... Обладатель саквояжа взглянул на Эль брус фатьяновских свертков, и в глазах его одновременно появились ужас и смех. — Нет, нет, я еще кого-нибудь найду. Вам придется сдать на свой билет всего лишь две-три картины,— заторопился Алек сей Дементьевич. Вслед за мужчиной он нагрузил двух де- вушек-студенток, летевших на каникулы в Иркутск, потом вручил рулон даме, которая, оказалось, была знакомой жены. Скоро Фатьянову стала помогать строгая регистра торша билетов, громко объявляя: «Вот еще товарищ летит до Иркутска». Наконец, .все картины были пристроены. В Иркутске ему помогала перевезти по дарки жена Елена Григорьевна, которая не знала, смеяться ей или плакать, гля дя на своего измученного, но сияющего суп руга. Около ста работ подарил Невзоров род ному городу. В их числе полотна русских ху дожников И. Акимова, С. Васильковского, В. Перова, И. Репина, а также картины за падноевропейских живописцев Я. Грюнен- вальда, Э. Лэндсира, Р. Хелгреве и других. Кроме картин, Невзоров отдал музею около
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2