Сибирские огни № 08 - 1970
ДЕЛА1лЛМ|Д111 О. Александрова ДИРЕКТОР МУЗЕЯ По ночным улицам Иркутска, тихо пере говариваясь, идут двое. Поведение их может показаться подозрительным. Вот они оста навливаются у освещенного окна, поднима ются на цыпочки, чтобы заглянуть вовнутрь, перебегают на другую сторону улицы... З а держались у одноэтажного старинного особ няка и пытаются что-то разглядеть за кру жевом занавески. Если прислушаться к их разговору, можно уловить странные обрыв ки фраз: «По-моему, позолота», «Я говорю, этому цены нет», «Надо заполучить»... Один, тот, что пониже, взглянув на освещенный номер дома, делает какую-то пометку в блокноте. Редкие запоздалые прохожие обходят по дозрительную пару, бормоча про себя: «Бро дят тут всякие...» Но, как говорится, рано или поздно все тайное становится явным. «Злоумышленни ков» узнали — ими оказались директор ху дожественного музея Алексей Дементьевич Фатьянов и старейший художник города Владимир Петрович Томиловский. Получила объяснение и их странная тяга к ночным прогулкам. Дело в том, что музей задумал устроить выставку картин из частных кол лекций. Конечно, оповестили иркутян через газету, но директору музея этого показалось мало. Вот они с Томиловским и отправи лись в поиск. Увидев угол золоченой рамы или холст, записывали адрес, чтобы прий ти сюда уже днем. Что греха таить, бытует у нас еще пред ставление о музейном работнике-как о ка бинетном затворнике, этаком архивном суха ре, отгороженном от мира своими экспоната ми. Фатьянов при первом же знакомстве на чисто разрушает это представление. Человек сш азартный, увлекающийся. В тот день, когда я пришла в музей, Алексей Дементьевич получил письмо из Ангарска. — Некий Курдюков, собиратель часов. Я давно уже слышал о его уникальной кол лекции, но все как-то не мог выбрать время взглянуть на нее,—Фатьянов бережно рас правил листочки и сокрушенно вздохнул.— Конечно, хорошо бы заполучить эту коллек цию в музей, но часы — не наш профиль... Он сосредоточенно раскурил трубку, еще раз с сожалением посмотрел на письмо, при- цокнул языком, потом решил: — А все же встретиться нам с Курдюко вым надо обязательно. Там посмотрим. Экскурсовод, присутствовавшая при этом, понимающе хмыкнула. Уж она-то хорошо знала, чем заканчиваются такие встречи! Сколько людей приходили в музей с намере нием просто продать картину, а уходили просветленные, с благородным чувством ис полненного долга, обещая принести, пока зать еще что-то. Фатьянов в таких случаях растроганно говорил: «Хороший, умный че ловек — подарил музею картину». Еще до этой встречи я была много на слышана об Алексее Дементьевиче. Пришел он в музей совсем молодым, многие старожилы Иркутска и сейчас про должают называть его Алешей, словно не за мечая, что пышная фатьяновская шевелюра давно поредела. Как-никак проработал здесь 34 года, с единственной отлучкой — на фронт. Прошел все должности в музее: на чинал экскурсоводом и вот уже более деся ти лет директорствует... В 1958 году Фатьянов заочно с отличием окончил исторический факультет Иркутско го университета. Об этом событии он вспо минает так: — Неловко было, когда вручали дипло мы. Рядом с молоденькими девчушками — я, разменявший пятый десяток... Но, ничего, главное — закончил. Вся его жизнь — на виду у города, и уже трудно представить себе Иркутск без худо жественного музея, без Фатьянова — эру дированного искусствоведа, настоящего уче- ного-исследователя, не защитившего до сих пор диссертацию только из-за своей
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2