Сибирские огни № 08 - 1970
— Как? — растерянно сказал Крылов,—Мы никогда не работали ни в каком театре. — И вдруг сразу у Мейерхольда! — пробормотал Куприянов с от тенком даже некоторого укора, будто отговаривал от несуразности.—Да еще пьесу Маяковского! Вот это и хорошо, что не работали. Завтра приходите в театр, будет читка. Извините, что прервал. Доедайте. Он поспешил встать и на прощанье оглядел поднятые к нему лица с еще не избавившимися от удивления, но уже наблюдающими, чертов ски меткими взглядами, и улыбнулся про себя: «Глазейте, глазейте, я уже и так вами обглазеенный». И пошел своим просторным шагом, не глядя на полдничающих с коньяком литераторов. На другой день тем же хозяйским шагом, поскрипывая по снегу тростью, входил он в здание ТИМа на Триумфальной площади. Входил не как зритель, не как участник очередной дискуссии или просто старый друг театра, а наконец-то —как автор, с папочкой под мышкой, хотя страшно не любил занимать руки папками или портфелями. оОн прошел по пустому фойе, без ковров и драпировок, презираемых Мейерхольдом, с оставшейся от дореволюционного театра Зон вульгар ной лепкой по верху стен, с надписями в простенках: «Аплодировать, сви стеть, шикать, топать ногами и уходить из зала во время действия РАЗ РЕШАЕТСЯ». В зрительном зале, при полном свете, собралась уже вся труппа. За режиссерским столиком, вынесенным перед первым рядом, стоял Мейер хольд, в пальто широкого покроя с поднятым воротником —в театре было прохладно. За ним поднималась голая сцена без кулис и карманов, с обнаженной кирпичной-стеной вместо задника. Маяковский увидел здесь ветеранов, которые играли в «Мистерии- буфф»: красивого, молчаливого Васю Зайчикова, Субботину, игравшую прачку, Марию Суханову, тоненькую, веселую, с нежным голосом, кото рая семь лет назад исполняла одновременно роли черта в Аду, ангела в Раю и еще Герб республики. Первые две роли были бессловесные, а Герб произносил единственную фразу: Мы —делегаты. Молот и серп нас встречает — Республики герб. Мария Федоровна улыбалась Маяковскому, а он персонально ее приветствовал поднятой тростью. Наверное, оба они вспомнили давнюю репетицию, когда Маяковский сказал: — Всеволод, что, эта девчонка будет пищать эти слова? Мейерхольд защитил Суханову, объяснив, что республика наша мо лодая и тут может быть лирическое звучание. Увидев слезы на глазах девчонки, Маяковский нехотя согласился, но все время пошучивал: — А все-таки маломощный герб. Он видел более молодых актеров, не заставших «Мистерию»,— поч ти по-мейерхольдовски носатого Мартинсона, тоненького Эраста Гарина, плотного, круглолицего Боголюбова, похожую на красивого мальчика Бабанову, жену Мейерхольда Зину Райх, Свердлина. Вся мейерхольдовская гвардия сидела здесь, самозабвенно предан ная своему Мастеру. Вот только главный ветеран отсутствовал —Игорь Ильинский, он был на одном из своих многочисленных эстрадных вы ступлений. В первом ряду сидели Николай Эрдман, автор «Мандата», и Вален
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2