Сибирские огни № 08 - 1970
*— Почему бюрократу не противопоставлены ни рабочая масса, ни? партийцы? Почему не они задают бюрократу «баню», как. это бывает » действительности? . . . Больше всего хотел сейчас Маяковский, чтобы его оставили в по кое... Неприятны, .небытовой, не противопоставлены? Ну, .и ладно,... Есть ведь еще рабочие Первой образцовой типографии, есть ,и .комсо мольцы с Красной Пресни... Ну, чего надо этим Володину с Парным?' Выслушав обвинения, он через силу сказал, что, наоборот, считает «Баню» крупнейшим успехом театра имени Мейерхольда, но,,что глав ная вина за частичную непонятность некоторых сцен лежит на театре, что сам он признает необходимость дальнейшей работы над пьесой. Вечером того же дня пришлось идти еще на диспут о «Бане» в Д а ме печати, хотя больше всего хотелось лечь и отлежаться. Он сидел № опять слушал слова о неудаче «Бани», о провале «Бани» и, кашляя и сморкаясь, говорил нечто противоположное тому, что утверждал утром:: - — В последнее время стало складываться мнение, что я общеприз* нанный талант, и я рад, что «Баня» это мнение разбивает. Выходя, из театра, я вытираю, говоря, конечно, в переносном смысле, плевки со своего* могучего чела... Мне было бы легко сказать, что моя вещь прекрасна,, но ее испортили постановкой. Я принимаю на себя целиком ответствен ность за недостатки и достоинства этой вещи. Но есть моменты друго го порядка... Прежде всего надо говорить о том, насколько та или дру гая вещь в наше время необходима. Если это наша вещь, то ..над» говорить: «Какое горе, что она плоха». Если она вредна, то надо радо ваться тому, что она нехороша... Кто-то сказал: «Провал «Бани», неуда ча «Бани». В чем неудача, в чем провал? В том, что какой-то челове- чишко из «Комсомольской правды» случайно пискнул фразочку о том,, что ему не смешно, или в том, что кому-то не понравилось, что плакат: не так нарисован?.. Я знаю, что каждое слово,, начиная с самого первог- го и кончая заключительным, сделано с той добросовестностью, с кото-- рой я делал свои лучшие стихотворные вещи. В этой свистопляске совсем незамеченной промелькнула одобритель ная рецензия Тараса Кострова в малораспространенной газетке «Рабо чий и искусство». Маяковский в одиночку защищал «Баню». Мейерхольд был за гра ницей, асеевская шпага с некоторых пор бесстрастно висела на перевя зи, «Комсомолка» не прикрывала его щитом, как в случае с Тальнико вым, а, наоборот, предоставила меч Ан. Чарову. Но даже его немала® одиночная сила стала ущербной. От гриппозных слез склеивались рес ницы и прилипали к слизистой оболочке, раздраженной и без того.... Собираешься почитать, но глаза режет, хочешь посмотреть вдаль, но слезы застят всё. Не можешь пользоваться глазами как надо, в свое удовольствие. Ограниченность — в каждом движении: резко повернешь, голову, и боль проходит от виска до виска, будто голова наткнута на* спицу... Всё внимание приковано к себе, и на другое его не хватает.. И дышать нельзя в полную силу, и нет у тебя таких голосовых связок,, чтобы прежним басом распугать противников... Как будто ты уже не полный человек, а недоразвитый, несовершенный... Стеснялся он таким встречаться с Вероникой, а сама она не прихо дила, товарищ врачиха, ее каждый раз надо было добиваться. Лиля часто писала, он машинально и невнимательно, хотя и акку ратно, отвечал лишь телеграммами, пока она не рассердилась, ночуя® привычной душой, что опять он там отлетел куда-то,—и не телеграфи ровала: «Найди новый текст для телеграмм». От этого семейного окрика он очнулся и уразумел, что Лиля выехала«
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2