Сибирские огни № 07 - 1970
«Мать», протазановского «Закройщика из Торжка» с Игорем Ильин ским, «Медвежью свадьбу» с Эггертом, Малиновской, Наталией Розе- нель, «Крылья холопа» с Леонидовым и Клюквиным. И понял, что прежняя цель ничтожна. Советские фильмы совершили в нем перево рот. После этого он создал «Париж уснул» и мечтает поставить «Иди ота» с Клюквиным в роли князя Мышкина и с Розенель —Настасьей Филипповной. С тех пор он и стал понемногу учить русский язык. С напряжением вникая во фразы и заполняя догадкой темные ме ста, Маяковский одобрительно кивал... Мы сами, ругаясь друг с дру гом, подчас не представляем себе, какой переворот совершает молодое советское искусство в лучших умах за рубежом! Он перехватил в свои руки сложную систему разговора и предло жил Рене Клеру вместе готовить сценарий для звукового фильма. — Фильм сонор нет,—удивился Клер, с улыбкой разводя руками. — Фильм сонор будет. Скоро. Вот его изобретут... инвенте... А у нас уже будет готов сценарий. Первый в мире сценарий звукового кино! У Клера заблестели живые карпе глаза... Кажется, он уже слушал свою звучащую ленту. — Идет? —спросил Маяковский. — Идиот? —переспросил Клер. Маяковский замахал рукой, замотал головой, смеясь: — Нет, нет! Пойдет? Согласны? Са ира? Рене засмеялся: — Идьёт! —и пропел знаменитую строчку из санкюлотской песен ки, так вовремя подвернувшуюся Маяковскому.—Са ира! А тот продолжал развивать свои мысли: — В фильме должны много говорить по телефону. Современная интимность, диалог на расстоянии. Это абсолютно ново, модерн. Да, он знал по себе, что через телефон можно пережить целые бу ри, катастрофы, страсти... Память часто возвращается все к тому же, к самым трагическим дням жизни, к добровольному заключению на Лубянском проезде, когда он два месяца не видел Лилю и только зво нил ей ежедневно. И по проводам, как по нервам, прошли все муки, предназначенные человеку, который не может удержать рушащуюся любовь. Он напишет нечто вроде «Про это» для кино, где сам будет глав ным героем. Опять отложив «Клопа», он увлекся сценарием для фильм сонор. ...Человек с возвышенными чувствами ищет идеальную женщину. Но всегда наталкивается на других женщин. Его постоянная связь — пошлая, чувственная и бурная. Эта связь тяготит его, тем более, что по телефону он пленился женским голосом, глубоко человечным и волну ющим. Но знакомство не пошло дальше телефонных разговоров и пи сем, лишь однажды привиделся ускользающий образ. С тем большей яростью возвращается он к неотвратимой любовнице, не теряя надежды освободиться от нее и мечтая о любимой незнакомке. Годы поисков, ко торым его любовница препятствовала всеми средствами, наконец поко лебали упорство незнакомки. Преисполненный счастливого предчувст вия, Маяковский идет навстречу началу и концу своей жизни. Первый поворот головы —и его незнакомка —это та же любовница, с которой он провел все эти годы и которую только что покинул... Такой сценарий он не мог бы написать в Гендриковом переулке, только малознакомому, отдаленному Рене Клеру может он вручить этот горький каламбур итога: «Идеал и одеяло». Пятого ноября, после очередного выступления в Союзе русских ра- >
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2