Сибирские огни № 07 - 1970
сте совсем съедались оттенки. И кампания против Мейерхольда вспых нула с такой же жестокостью, как и против Цециора, лишь повели ее взрослые, пожилые дяди. Воз 1 лавил кампанию только что назначенный начальник Главискус ства Алексей Иванович Свидерский. В связи с заявлением Мейерхольда о кризисе репертуара в СССР и его желанием остаться на год за гра ницей, Главискусство поставило вопрос о закрытии театра им. Мейер хольда. И сейчас же начался погром ТИМа в театральных журналах. Кое- кто рад был травить режисеера-коммуниста за его издевки над обыва тельщиной в театре, за то, что так .долго называли его ведущим и самым революционным, за то, что он народный артист Республики, почетный красноармеец Московского гарнизона, что даже есть военный самолет «Мейерхольд». А коммунист Юрий Либединский, стараясь по собственному отсче ту распределить тени и свет, от чистого сердца разделывал собрата по партии на очередном пленуме РАППа: — Мейерхольду нужно определенно сказать, что если он не вер нется в СССР, то тем самым поставит себя в положение слуги буржуа зии. Театр этот движется от левого попутничества к буржуазному пере рождению. Завотделом печати ЦК ВКП(б) Платон Михайлович Керженцев выступил в «Правде» на защиту Мейерхольда, его поддержали редак торы газет, опубликовавшие коллективное письмо. А Маяковский мог помочь дру!у только одним. День-деньской он сидел над «Клопом», кри во усмехаясь подвалившей задачке: ничего себе, одному ликвидиро вать кризис репертуара в ТИМе! В это время безбожно опаздывающий «Новый Леф» только теперь вышел с написанной полгода назад статьей Брика «Разгром Фаде ева». Увидев ее, уже забывшуюся, Маяковский сам удивился, насколь ко ушел за полгода от подобных статей, от пустого взаимного обличи- тельства. Более оперативный «На литературном посту» немедленно перепеча тал в отместку рецензию Юзовского «Картонная поэма» под рубрикой «Мнение читателя». Авербах и Ермилов считали ниже своего достоинства полемизировать с Бриком, они отыгрывались на главаре. «Красинская» эпопея и борьба «Комсомолки» за новую психоло гию, метания Мейерхольда и работа над «Клопом» — это был размах во всю эпоху. И вдруг тебе перехватывали горло арканом и оттягивали на место — в душный и мутный вздор внутрилитературных драчек, где «се- рапионов брат» Каверин выводил в повести «Скандалист» лефовца Не- крылова, просыпающегося каждое утро с мыслью: «Кого бы сегодня обидеть?» Где перевалец Михаил Голодный издевался над рап- повцами: Почему я не пролет? У меня железа нет. Доменную печь в кровать Не кладу с собою спать. Коллективно не грубил, Коммунально не любил. Ну, при чем тут Юзовский, если только что полностью разошлось второе издание «Хорошо»? «Разгром» читается нарасхват по всей стра не, и при чем тут Брик? Он, Маяковский, принадлежит «Правде», .«Комсомолке», «Красину», Мейерхольду, всей стране, и, в общем-то, ни при чем тут «Новый Леф».
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2