Сибирские огни № 07 - 1970
*— Тьфу ты! — удивился Ильин.— Какой чепухой вы свою память загружаете! — Дрянь всегда намертво запоминается,—Маяковский не без удо вольствия добавил: —Додя Бурлюк говаривал: «У Маяковского па мять— как грязь в Полтаве: кто пройдет, обязательно галошу оставит»... Ну, ну, что пописывает доисторический знакомец? В предисловии Вадим Баян писал: «Цель работы — дать деревне в излюбленной форме новый материал и систему для проведения вечери нок, свадебных гуляний и хороводных игр, которые крепко вросли в де ревенский быт». Он рекомендовал «красную свадьбу» с красными полотнищами на сцене и с красными бантами у всех участников: «Секретарь ячейки (встает): — Товарищи, от имени бюро ячейки комсомола торжественное заседание по случаю свадьбы товарищей (таких-то) считаю открытым. Слово для приветствия предоставляется члену бюро ячейки товарищу (такому-то)». — Так это ж он возлюбленную форму заседаний подсовывает под свадьбу! — рыкнул Маяковский, и звякнуло какое-то плохо замазанное стекло в окне.— Яков, вы хотели бы так жениться? Ильин захохотал по-мальчишески, во все горло. ■— Вакуум,—проворчал Маяковский.—Да они без вакуума прут, в грудь толкают, оттесняют комсомол под его же маркой. Видели «Про ходную комнату»? — Нет. — Напрасно. Теперь не увидите... Одно клопиное гнездо только прихлопнешь, как уже другое обнаруживается! Ильин сказал сердито: — «Молодую гвардию» приведем в чувство. Устроим сценку почти по Баяну: секретарь ЦК— встает... Ну, и дальше пойдут, конечно, не поздравления. Свою ненависть к мещанству Маяковский уже выразил в киносце нарии «Позабудь про камин». Но сценарий не приняли на ленинградской кинофабрике «Союзкино». Положительно, не везло ему с киношкой. Ре жиссеры Леонид Трауберг и Григорий Козинцев ожидали, что поэт противопоставит каминной старине новую социалистическую технику. А поэт противопоставил мещанскому уюту торжество социалистического духа. Борьба с мещанством не казалась режиссерам такой уж актуаль ной, и сценарий лег в домашний архив на Лубянке, неприкаянный, как и некоторые стихи. Место командировки выбирать не пришлось, наоборот, так сказать, само место выбрало его: днепропетровские комсомольцы Анисайкин и Авруцкий, с завода Ленина, прислали письмо с требованием'направить любимого поэта Маяковского на читательскую конференцию по «Ком сомольской правде». В Днепропетровске Маяковского и Лавута встретили авторы пись ма. Они сразу узнали поэта, да и тот среди вокзального люда быстро отличил своих встречающих. У комсомольцев-активистов есть своя по вадка, уверенная и хозяйская в любом месте, в любой толпе; в их одеж д е—смесь комиссарской формы времен гражданской войны и сегод няшней рабочей одежды: то поношенные брючишки и толстокожие баш маки сочетаются с кожаной курткой, то хромовые сапоги и галифе, под шитые кожей,—со стеганой серой телогрейкой. Встреча была комсомольской —без автомобиля и даже без извоз чика. Анисайкин и Авруцкий растолкали толпу у трамвая и впихнули гостей в переполненный вагон. В затишке Маяковский отдышался от
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2