Сибирские огни № 07 - 1970

■— Это очень больно? — едва слышно спросил Маяковский, показав глазами на забинтованную грудь. Девушка чуть улыбнулась,— снисходительно улыбнулась, рассматри-» вая сквозь ресницы крупное, горестное лицо большого мужчины, кото­ рый кое-что не знает в жизни из того, что знает она,— и доверительно шепнула: — Не очень. Совсем разбитый вышел Маяковский из больницы, все вспоминая эту снисходительную улыбку. И прежде всего он опять подумал о девуш- ке, когда прочитал в газете «Советский юг» статью Ю. Юзовского «Кар­ тонная поэма»: «...прохладноватые восторги, официальный пафос, картонный парад событий... Картонное восстание Маяковского дискредитирует остальную часть поэмы, местами богатую не только словарным материалом, но я искренним, заражающим волнением. Эти места: о Кремлевской стене, о красном погосте, о чека, об обывателе (здесь чувствуется старый Маяковский времен «Войны и мира»), Маяковский констатирует, что «фабрики пых-дых»-тят, что в деревне «сеют, пекут хлеб»,—> и заявляет: «Хорошо!» Хорошо-то хорошо, но мы боимся, что любой обыватель вместе с Маяковским скажет об этих вещах: «Хоро­ шо»... Ведь и до революции фабрики «пых-дых»-тели, а в деревнях сеяли и пекли... Поэма Маяковского скорее похожа на юбилейные, из дикта и картона, расцвеченные и приготовленные к празднику арки и павильоны. Такая арка, как известно, недолговечна». ...Что, если девушка в больнице тоже прочтет эту статью? Она сов­ сем отчается: единственный, кто забрел к ней с утешениями,— это ник­ чемный создатель картонных восторгов. Лавут с вагонной скамьи напротив страдальчески посматривал на расстроенного сотоварища. Сколько раз хотелось ему хоть чем-то облег­ чить Владимиру Владимировичу ношу такой бурной и неровной славы. Но чем он мог облегчить? Призван-то он был не облегчать, а распро­ странять эту окаянную славу. Он подсунул еще одну ростовскую газету— «Молот» и, мягко при­ хлопнув ее ладонью, утешил: — Вот здесь тоже про вас... В противоположном смысле. Прямо-та­ ки вы в центре внимания. И дерутся, и спорят — вокруг вас... В «Молоте» было напечатано: «Хорошо!» — поэма, написанная обычным для Маяковского динамичным, сжатым, полным стремитель­ ности и в то же время своеобразной размеренности темпа языком... Та­ кие куски поэмы, как с «Лениным в башке, с наганом в руке», «Пою мою республику, пою» и др.,— это лучшее, что дал нам Маяковский. Сочетание пафосных частей с отдельными ироническими, сатири­ ческими и даже лирическими стихами («Две морковинки несу за зеле­ ный хвостик») —отличительная и удачная особенность новой вещи Маяковского». — Вот строчку переврал,— с надеждой сказал Маяковский.— «Пою мою республику, пою». Значит, наизусть шпарил. Запомнилось.— И вдруг вскинул на Лавута мрачные глаза.— А может быть, поэма дей­ ствительно плохая? Павел Ильич отрицательно забормотал что-то, сам понимая, что никакие его слова не помогут. Маяковский не хотел больше задерживаться в Ростове и поехал с Лавутом в Баку, где так хорошо принимали его рабочие в прошлом году. Па пути от Дона до Каспия он все лежал на полке, чувствуя бес­ конечное утомление, читал, спал и думал. Только однажды оживился,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2