Сибирские огни № 07 - 1970

— Вы правду и рассказывайте, нечего загибать-то! — А я врать не привык. И не лезь, ку­ да тебя не просят. Напялил ботинки за со­ рок целковых и помалкивай. — При чем здесь мои ботинки! — При том твои ботинки! — Сказать нечего, да! — Мне есть чего сказать, голова моя не совсем пустая. А ты чего лезешь, коли не знаешь, как дело было! — Знаю, этот случай в нашем районе произошел. — Нет, в нашем. Я, если хочешь, почти свидетель. Я женщин видел, которые на хо­ ду с машины попадали, когда тот мужик руку из гроба вытянул. Одна доярка на всю жизнь заикой сделалась. — Смертельный исход был! — Никакого смертельного исхода, пень ты сырой! Еще ботинки напялил. По блату, поди, взял, суслик! — Кто суслик! — Ты суслик! — Я суслик!! Дед Селиванов, слабея в коленях, встал между ними, но было уже поздно: кладовщик Белокопытов с азиатским под- вывом ударил агента госстраха по уху, агент упал навзничь и заплакал. На шум явился начальник поезда, и троих из седь­ мого вагона после короткого разбиратель­ ства высадили на ближайшей станции. ...Младший лейтенант милиции долго чи­ тал акт, составленный еще в поезде, и уко­ ризненно покачал головой: — Зря сцепились, мужички,— сказал милиционер,— в нашем районе этот случай был, с гробом-то... Р е п л и к а Нак статЬ искусствоведом Д ля начала нужно выбрать хорошую тему. Когда тема найдена, следует поискать в библиотеках: нет ли какого подходящего первоисточника. Д олго рыться не нужно. Всегда лучше опередить соперников, чем отстать от них. В качестве первоисточников хороши бывают старые энциклопедии. На основании столь солидного издания легко возвести триумфальную арку вашей темы. К примеру, так: «До 50-х гг. XIX в. спрос на Ж и во ­ пись) предъявляли две группы населения: 1) крестьяне (в числе к-рых по глухим местам было много сектантов), покупав­ шие иконопись и картинки на религиоз­ ные темы; 2) служилый люд, тянувшийся за крупным чиновничеством. «До второй половины прошлого века в Томске, как и в губернии... Спрее на произведения живописи... предъявлялся главным образом двумя группами населе­ ния; крестьянами (в числе которых по глухим местам обширной Томской губернии было много сектантов), по­ купавшими иконы и картинки на жанрово-нравоучитель­ ные и религиозные темы, и служилыми людьми —- чинов­ никами и зажиточными томскими купцами. Первую группу удовлетворяли в массе привозные изделия из Владимирской губ. и др. районов ремесленно-кустарной ико­ нописи, а в части меньшей, но требова­ тельной, удовлетворяли безымянные ху­ дожники-сектанты, писавшие «под древнее письмо» и передававшие преемственную технику. Первая группа населения удовлетворялась преиму­ щественно привозными работами из районов кустарно, ремесленной иконописи (Владимирской и других губер­ ний). Меньшую часть, но более требовательную, обслу­ живали оставшиеся безымянными хуцожники-иконопис- цы из сектантов, писавшие «под древнее письмо». ...С революцией значит, часть этих на­ коплений рассортировалась. и то, что име­ ло какую-нибудь художественную цен­ ность, попало в музеи. Кроме этой Ж. ка­ зенного характера, было, конечно, в этот период и более свободное творчество. Од­ нако раб. зтих художников почти не со­ хранились. Известно только, что»,,. ...После Октябрьской революции многое из этой про­ дукции рассортировалось, разошлось по разным собра­ ниям, и то, что имело хотя бы какую-нибудь художест­ венную ценность, поступило в Томский областной крае­ ведческий музей и хранится в его фондах. Кроме этой живописи официального казенного харак­ тера, было, конечно, в этот период и свободное худо­ жественное творчество. Однако сведения о таких истин­ ных художниках Томска первой половины XIX в. крайне скудны. Известно только, что»... Дословно цитировать первоисточник не обязательно, кое-где можно ввернуть и свое словечко, но лучше все-таки не отдаляться от проверенного временем текста. Разумеется, не надо давать ссылок на то, откуда что берешь, иначе могут вообразить, что вы сами ничего не умеете придумать. В нашем примере взят почти идеальный случай. Колонка слева — первоисточник,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2