Сибирские огни № 07 - 1970
за всеми этими тонко, но четко прочерчен ными штрихами, за весомыми поэтически ми деталями проглядываются, а точнее ска зать, угадываются и судьбы, и характеры людей, и вся сложность жизни. Однако са мый характер человека, его внутренний мир еще не схвачен поэтом, не воплощен в жи вых психологически убедительных образах. Вплотную к решению такой художествен ной задачи Г. Карпунин приближается в стихах своего второго сборника. В стихотворении «Громаднейшие руки старика...» автор резко подчеркивает не расторжимую связь, полнейшую слитность героя с родной землей, основанную на их извечном трудовом взаимодействии: ...Вот эти руки, Мослы, обтянутые черной кожей. Потрескавшейся, будто бы земля От солнца беспощадного,— вот эти Крестьянские натруженные руки. Усиленно давившие на плуг, Приобрели и цвет земли и запах; Мне кажется, что эти две ладони — Два вывернутых земляных пласта, А резко выступающие жилы — Коричневые корни трав. Мысль стиха предельно заострена: не прерывное обновление природы, вечный круговорот жизни невозможны без такого рабочего взаимодействия человека и земли: ...Когда же Земля возьмет старинушку совсем,— Два дерева поднимутся могучих, Корнями землю обхватив, ветвями — Небесный свод. Короче говоря. Случится то, что и должно случиться. А если бы такое не случалось. Откуда бы тогда брались деревья? За умышленной, чуть ли не «детской», наивностью последних строк, за кажущейся риторичностью последнего вопроса — глубо кая убежденность йоэта в закономерности и необходимости именно такого мироощу щения, такой жизненной позиции, всецело определяющей и эстетическое кредо автора. В стихотворении «Я видел траву и де ревья...» герой Г. Карпунина, уезжая в де ревню, надеется привезти оттуда «охапку стихов»,— «но странно: стихи не писались, ушло вдохновение прочь». Вместо корпения над виршами герой косит сено, спит в ша лаше, как бы растворяется «в природе, во всем, что дышало вокруг», и приходит, в конце концов, к выводу: Сначала — природа, а слово Возникнет гораздо поздней. Хотя природа, деревня о сих пор явля лись для Г. Карпунина темой номер один, поэт довольно-таки свободен в своих тема тических пристрастиях. Его лирический ге рой не может не ощутить разительные со циальные контрасты века, противостояние двух миров, он ясно сознает всю не устра ненную еще опасность новых глобальных катаклизмов и потрясений. Оптимизм, с ко торым он все же вглядывается в будущее, питается его верой в творческие, созидатель ные силы и возможности человека. Герой поэта радуется тому, что он «не одинок в тревоге за тебя, планета». А в стихотворе нии «Год активного солнца» так говорит о своем отношении ко всевозможным чело веческим трагедиям, «землетрясениям» и «штормам»: ...ежели нынче приемлю Все бедствия эти всерьез. То значит, как дерено в землю, Я в жизнь основательно врос. Важные современные мысли о судьбах земли, мира, человека поэт развивает свое образно, нередко даже со свойственным ему легким юмором: Быть может, завтра полетишь К чертям со всеми потрохами. А люди заняты, глядишь, И музыкою, и стихами. Моложе дамы быть хотят. Скрывая тщательно морщины, И долго утром тарахтят Электробритвами мужчины. Вместо того, чтоб лечь пластом, Еместо того, чтоб ахать, охать. Они заботятся о том. Как подобротней дом отгрохать. Однако юмор, идущий от жизнелюбия и душевного здоровья лирического героя,, вскоре перекрывается серьезными автор скими размышлениями о «единственной правде» — о «жизненной тяге» народа-«ве-. сельчака и работяги»: И этой тягой жизнь жива. Жива. И будет жить веками. Вот так же тянется трава. Глядишь —и трескается камень. («Все будет — пепел и зола...») Все симпатии поэта отданы труженикам планеты. Однако хотелось бы пожелать, что бы гуманистический пафос в ряде стихов Г. Карпунина приобрел более целенаправ ленный и отчетливый социальный характер... Мир поэзии Г. Карпунина разнолик и многообразен. Мотоциклисты, на лицах ко торых «запекалась полночь, солоноватая, как кровь», проносят во мгле «печать ка кой-то катастрофы, произошедшей на зем ле». Огромная ракета угрюмо втягивается в лес рано утром, когда «мир был тонкостя ми занят, такими, как: заря, роса...». «Блуж дающие огоньки» в глазах любимой — «быть может, это в небесах летели звезды, приближались и в запрокинутых глазах твоих, как в море, отражались... Или не: ведомые мне души какие-то порывы блуж дали в темной глубине, фосфоресцируя, как рыбы...» В стихах Г. Карпунина мы становимся очевидцами вещей и явлений необычных, странных, фантастических и — по-настоя щему, глубоко поэтических. У него — «бе реза пробует взлететь на чуть прорезавших ся крыльях» и желает «жаворонком петь»; «задаток отличного стиха», так и не 12 Сибирские огни № 7
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2