Сибирские огни № 07 - 1970
Вячеслав Сергеевич («Жизнь розовая»). Пи сательница. вместе со своими героями, не доумевает, откуда в нашей среде берутся такие мелкие, внутренне опустошенные че ловечки. Ведь их существование органичес ки чуждо тому строю добра и света, кото рый представляют «основные» люди. Если в первых своих вещах Н. Емельянова проявляла интерес к внутреннему миру от рицательных персонажей (так, например, директор заповедника, самовлюбленный пу таник Ставровский вроде бы способен да же на какие-то созидательные действия), то в дальнейшем она не признает за ними уже никакого права на духовную жизнь, сосредоточивает внимание лишь на прими тивности «маленького человечка», безуспеш но стремящегося противостоять «основному человеку». Дело Н. Емельяновой и любимых ею ге роев — главное дело на земле. Потому презрения заслуживают те, кто стремится ■помешать в этом деле. В повести «В Уссу рийской тайге» сказано: «Вода работает, ветер и холод работают, человек взрывает скалы, перемещает реки, рубит лес; геолог должен поработать головой и сказать, что будет с краем». В полной мере подобное замечание может быть отнесено к писате лю. К такому писателю, как Н. Емелья нова. В« К о р ж е в ПОКА РАСТЕТ ДЕРЕВО... / ”\ живописности, отчетливости образ и н о й ткани стихов Геннадия Карпуни на1 * * *можно было судить по первым же стро фам и строкам первого его поэтического сборника, изданного четыре года назад: В моих лесах пеньки подобны тронам, И кажется: дрожат они, когда По мураве, по муравьиным тропам Змеиные грохочут поезда. В лугах звенит-поет сенокосилка. А по цветам, невиданной красы. Проносится зеленая кобылка. Подкованная каплями росы.,. Тематически первая маленькая книжка Г. Карпунина была не очень разнообразной: в ней, как и у большинства начинающих авторов, преобладали стихи о родной при роде, о детстве... Уже тогда молодому поэту, при доста точно богатом воображении, свойственна была недюжинная зоркость, «цепкость» ху 1 Г е н н а д и й К а р п у н и н . Благодарю за »ту встречу. Новосибирск, Зап.-Сиб. кн. ияд., 1966, Стихотворения. Новосибирск, Зап,-Сиб, кн, «ад., 1969, •— 7 - дожнического взгляда на мир. И именно отдельные образные детали прежде всего привлекали внимание читателя своей плас тичностью, рельефностью, красочностью. Иногда одна такая удачно найденная де таль тянула за собой последовательную ас социативную цепочку остальных и рожда ла, в конце концов, более или менее орга ничный поэтический сплав. Но тут-то автор не всегда умел вовремя и незаметно убрать «строительные леса», и получалось: «зда ние» стихотворения вроде бы уже вполне готово, но видно, как оно и «построено». Таково, к примеру, стихотворение «Чер нозем» (оно вошло и во ьторой сборник). Человек выходит на необозримые — до горизонта —•только что распаханные черно земные поля, и кажутся они ему гигантской земной грампластинкой: «Земля вращается, черна, как будто грампластинка». Деталь сама по себе, как видим, довольно точная, зримая. Но... дальше уже начинается тон кая технология «делания стиха». Как, чем должен чувствовать себя чело век на этой вращающейся земной «грам пластинке»? Естественно: «Я на дороге. Как игла на звуковой дорожке!» «Пластин ка» умелой версификации закрутилась, и — «вот сейчас начнется... песенка... бесхит ростная, напрямки. Про напряженье суток и про ночные огоньки мужицких самокру ток. Насквозь о хлебе золотом, о предстоя щем лете, короче, песенка о том, как мы живем на свете». А вот более сложная и интересная поэ тическая зарисовка (также включенная ав тором в оба сборника): За печкой тарахтел сверчок. Легли, уснули домочадцы. Но не закрылись на крючок — Иначе бы не достучаться. Плыл сумрак. Легок и лилов. Он сердце наполнял отрадой. От свежевымытых полов Тянуло теплою прохладой.: Врывались изредка лучи Машины, мчавшейся куда-то. Тогда на лавке у печи Был виден старый сепаратор. И как летелось по стене Окну, цветам и занавескам!,.. Но гасли фары в стороне, Все делалось опять нерезким. И засыпал я на заре В тиши родительского крова, И слышал я, как на дворе Дышала теплая корова. («У родителей в гостях»). Печка... Сверчок.!. Свежевымытые по лы... Старый сепаратор.« Корова... Все го ворит об устойчивости, основательности, прочности крестьянского быта, о людях труда будничного, привычного, повседнев ного и — нелегкого. Потому и спят здесь так, что не вдруг достучишься. Но этот на лаженный, упорядоченный быт, эта кресть янская изба не отгорожены от большого и тоже работящего внешнего мира, который мчится вперед, подобно машине, освещая своими лучами деревню, дом, где живут труженики земли,— ту маленькую родину лирического героя, без которой нет большой нашей Родины... В стихотворении «У родителей в гостях»
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2