Сибирские огни № 07 - 1970

Вячеслав Сергеевич («Жизнь розовая»). Пи­ сательница. вместе со своими героями, не­ доумевает, откуда в нашей среде берутся такие мелкие, внутренне опустошенные че­ ловечки. Ведь их существование органичес­ ки чуждо тому строю добра и света, кото­ рый представляют «основные» люди. Если в первых своих вещах Н. Емельянова проявляла интерес к внутреннему миру от­ рицательных персонажей (так, например, директор заповедника, самовлюбленный пу­ таник Ставровский вроде бы способен да­ же на какие-то созидательные действия), то в дальнейшем она не признает за ними уже никакого права на духовную жизнь, сосредоточивает внимание лишь на прими­ тивности «маленького человечка», безуспеш­ но стремящегося противостоять «основному человеку». Дело Н. Емельяновой и любимых ею ге­ роев — главное дело на земле. Потому презрения заслуживают те, кто стремится ■помешать в этом деле. В повести «В Уссу­ рийской тайге» сказано: «Вода работает, ветер и холод работают, человек взрывает скалы, перемещает реки, рубит лес; геолог должен поработать головой и сказать, что будет с краем». В полной мере подобное замечание может быть отнесено к писате­ лю. К такому писателю, как Н. Емелья­ нова. В« К о р ж е в ПОКА РАСТЕТ ДЕРЕВО... / ”\ живописности, отчетливости образ­ и н о й ткани стихов Геннадия Карпуни­ на1 * * *можно было судить по первым же стро­ фам и строкам первого его поэтического сборника, изданного четыре года назад: В моих лесах пеньки подобны тронам, И кажется: дрожат они, когда По мураве, по муравьиным тропам Змеиные грохочут поезда. В лугах звенит-поет сенокосилка. А по цветам, невиданной красы. Проносится зеленая кобылка. Подкованная каплями росы.,. Тематически первая маленькая книжка Г. Карпунина была не очень разнообразной: в ней, как и у большинства начинающих авторов, преобладали стихи о родной при­ роде, о детстве... Уже тогда молодому поэту, при доста­ точно богатом воображении, свойственна была недюжинная зоркость, «цепкость» ху­ 1 Г е н н а д и й К а р п у н и н . Благодарю за »ту встречу. Новосибирск, Зап.-Сиб. кн. ияд., 1966, Стихотворения. Новосибирск, Зап,-Сиб, кн, «ад., 1969, •— 7 - дожнического взгляда на мир. И именно отдельные образные детали прежде всего привлекали внимание читателя своей плас­ тичностью, рельефностью, красочностью. Иногда одна такая удачно найденная де­ таль тянула за собой последовательную ас­ социативную цепочку остальных и рожда­ ла, в конце концов, более или менее орга­ ничный поэтический сплав. Но тут-то автор не всегда умел вовремя и незаметно убрать «строительные леса», и получалось: «зда­ ние» стихотворения вроде бы уже вполне готово, но видно, как оно и «построено». Таково, к примеру, стихотворение «Чер­ нозем» (оно вошло и во ьторой сборник). Человек выходит на необозримые — до горизонта —•только что распаханные черно­ земные поля, и кажутся они ему гигантской земной грампластинкой: «Земля вращается, черна, как будто грампластинка». Деталь сама по себе, как видим, довольно точная, зримая. Но... дальше уже начинается тон­ кая технология «делания стиха». Как, чем должен чувствовать себя чело­ век на этой вращающейся земной «грам­ пластинке»? Естественно: «Я на дороге. Как игла на звуковой дорожке!» «Пластин­ ка» умелой версификации закрутилась, и — «вот сейчас начнется... песенка... бесхит­ ростная, напрямки. Про напряженье суток и про ночные огоньки мужицких самокру­ ток. Насквозь о хлебе золотом, о предстоя­ щем лете, короче, песенка о том, как мы живем на свете». А вот более сложная и интересная поэ­ тическая зарисовка (также включенная ав­ тором в оба сборника): За печкой тарахтел сверчок. Легли, уснули домочадцы. Но не закрылись на крючок — Иначе бы не достучаться. Плыл сумрак. Легок и лилов. Он сердце наполнял отрадой. От свежевымытых полов Тянуло теплою прохладой.: Врывались изредка лучи Машины, мчавшейся куда-то. Тогда на лавке у печи Был виден старый сепаратор. И как летелось по стене Окну, цветам и занавескам!,.. Но гасли фары в стороне, Все делалось опять нерезким. И засыпал я на заре В тиши родительского крова, И слышал я, как на дворе Дышала теплая корова. («У родителей в гостях»). Печка... Сверчок.!. Свежевымытые по­ лы... Старый сепаратор.« Корова... Все го­ ворит об устойчивости, основательности, прочности крестьянского быта, о людях труда будничного, привычного, повседнев­ ного и — нелегкого. Потому и спят здесь так, что не вдруг достучишься. Но этот на­ лаженный, упорядоченный быт, эта кресть­ янская изба не отгорожены от большого и тоже работящего внешнего мира, который мчится вперед, подобно машине, освещая своими лучами деревню, дом, где живут труженики земли,— ту маленькую родину лирического героя, без которой нет большой нашей Родины... В стихотворении «У родителей в гостях»

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2