Сибирские огни № 07 - 1970
выбирает женщину с нелегким характером, самозабвенную, бесконечную труженицу. Естественно, художнически исследуя деятельность и быт народа во время Оте чественной войны, писательница много вни мания уделяет раскрытию темы «женщина и война». Жена командира Александра Дмитриевна, привыкшая постоянно сопро вождать мужа, вполне понятно, хочет и во время боевых действий оставаться с ним рядом («Дивизия формируется»). Но ког да выясняется, что ее присутствие могло бы отвлечь командира от выполнения его боевой задачи, Александра Дмитриевна преодолевает себя, избирает другое место работы. И Лиза, молоденькая медсестра («Такая девушка»), отказывается от срав нительно безопасной службы в госпитале, чтобы находиться на линии огня, вместе с бойцами. Тончайшие движения в душевной жизни этих славных женщин улавливает автор с чуткостью необычайной. Повестью, где величие а красота рус ской женщины раскрываются с наибольшей полнотой и силой, безусловно, являются «Четыре весны». Не случайно офицер, при ехавший ненадолго с фронта в московскую квартиру и заставший здесь напряженный и подчас мучительный быт, дает правиль ную, единственно возможную оценку проис ходящему. «Все было дурное на первый взгляд: ху дые, измученные лица женщин, ругань же ны капитана, отчаянный крик Полины из-за съеденного куска хлеба, «Откуда же я возьму вам хлеба?» Но в свете того, что происходило на фронте, всей этой неимо верно тяжелой борьбы,— тут все было правильно, на месте. Если бы он встретил нарядную, красивую Полину, это было бы нечестно и бесславно для нее. Увидев ее лицо, ее руки в мозолях, он сначала не по нял, как это могло случиться именно с По линой, но такая — с ее заботой о детях, фабрикой, донорством, огородом — она бы ла на месте, В ней, красивой, он не ошиб ся. Она была настоящая женщина, как мно гие тысячи русских женщин в эту войну». И в мирные дни, и в военную пору пи сательница встречала людей, не только не повторимых по своему нравственному и физическому облику, но и стоящих на раз личных ступенях общественной лестницы. Со страниц произведений Н. Емельяновой встает коллективный образ народа — муж чин и женщин, взрослых и подростков, ря довых и командиров, его составляющих. Убедительно показывает Н. Емельяно ва, что подлинным руководителем жизни может у нас быть только человек честный, бескомпромиссный, бесконечно преданный родине, народу. Знаменитый ботаник пре зидент Академии наук Владимир Леонтье вич Комаров отличается редкой личной скромностью. В то же время именно у не го появляется замечательная идея строи тельства горно-таежной станции для изу чения и защиты леса («В Уссурийской тай ге»), Генерал Хетагуров, обладающий на войне колоссальной властью, никогда не проявляет ее попусту; он сам является для своих бойцов образцом мужества, боевого умения, подлинного, а не показного гу манизма («Взятие Познани»), Хирург Петр Александрович, возможно, наиболее крупный образ из созданных Н. Емельяновой (повесть «Хирург»), Фи гура маститого врача, одного из значитель нейших медиков современности, выписана обстоятельно, выпукло, всесторонне. Петр Александрович показан через восприятие своих учеников — ассистента, медицинских сестер, санитарок госпиталя. Мы видим и отношение к нему раненых, которым хирург возвращает жизнь и здоровье. Петр Алек сандрович заслужил любовь и благодар ность всех соприкасающихся с ним. Разумеется, можно только строить до гадки о реальном прототипе этого образа. Да и не в том суть, был ли у Петра Алек сандровича один-единственный прототип. Советская медицина знала великих, ныне ушедших от нас, врачей-хирургов, чья мно голетняя самоотверженная работа спасла тысячи и тысячи жизней и, кроме того, по служила незыблемым фундаментом разви вающегося хирургического дела в стране. Таковы Н. Н. Бурденко, С. С. Юдин, А. Н. Бакулев. Да, Петр Александрович у Н. Емельяновой -— вымышленное лицо. Но он наделен именно теми благородными чер тами, которые были присущи корифеям, основателям нашего здравоохранения. «Борьба за жизнь человека была про фессией хирурга Петра Александровича, и он выходил на эту борьбу ежедневно, и спо койно, расчетливо выигрывал бой. Те слу чаи, когда бой кончался победой слепого, тяжелого и ненавистного Петру Алек сандровичу, большею частью были объяс нимы, исход таких случаев он всегда пред видел до того, как вступить в борьбу за жизнь человека». И даже тогда хирург не прекращал борьбы. «Он испытывал не бес силие от невозможности спасти эту чуть тлеющую жизнь, а ясно ощутимый недоста ток знания не только своего, а общего зна ния, определяющего на данное время уро вень развития хирургии. Если бы знания было больше, то, возможно, и этот случай хирургии был бы выигран». Трудно, очень трудно писать портрет выдающегося человека! Нина Емельянова владеет и этим искусством. Излишне напоминать еще раз, что пи сательнице близки люди творческого скла да ума и характера, живущие не для себя, а для других. Галерея положительных обра зов, созданных Н Емельяновой, внушитель на, герои ее с достоинством несут ношу добра и, когда того требуют обстоятель ства, умеют с честью защитить свои жиз ненные принципы. Но, к сожалению, в жиз ни действуют не одни только хорошие лю ди. В книгах Н. Емельяновой мелькают то плут и позер Трифон Моисеенко («В Уссу< рийской тайге»), то ничтожный зависть ник Ласкин («Хирург»), то фат и болтун
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2