Сибирские огни № 07 - 1970

выбирает женщину с нелегким характером, самозабвенную, бесконечную труженицу. Естественно, художнически исследуя деятельность и быт народа во время Оте­ чественной войны, писательница много вни­ мания уделяет раскрытию темы «женщина и война». Жена командира Александра Дмитриевна, привыкшая постоянно сопро­ вождать мужа, вполне понятно, хочет и во время боевых действий оставаться с ним рядом («Дивизия формируется»). Но ког­ да выясняется, что ее присутствие могло бы отвлечь командира от выполнения его боевой задачи, Александра Дмитриевна преодолевает себя, избирает другое место работы. И Лиза, молоденькая медсестра («Такая девушка»), отказывается от срав­ нительно безопасной службы в госпитале, чтобы находиться на линии огня, вместе с бойцами. Тончайшие движения в душевной жизни этих славных женщин улавливает автор с чуткостью необычайной. Повестью, где величие а красота рус­ ской женщины раскрываются с наибольшей полнотой и силой, безусловно, являются «Четыре весны». Не случайно офицер, при­ ехавший ненадолго с фронта в московскую квартиру и заставший здесь напряженный и подчас мучительный быт, дает правиль­ ную, единственно возможную оценку проис­ ходящему. «Все было дурное на первый взгляд: ху­ дые, измученные лица женщин, ругань же­ ны капитана, отчаянный крик Полины из-за съеденного куска хлеба, «Откуда же я возьму вам хлеба?» Но в свете того, что происходило на фронте, всей этой неимо­ верно тяжелой борьбы,— тут все было правильно, на месте. Если бы он встретил нарядную, красивую Полину, это было бы нечестно и бесславно для нее. Увидев ее лицо, ее руки в мозолях, он сначала не по­ нял, как это могло случиться именно с По­ линой, но такая — с ее заботой о детях, фабрикой, донорством, огородом — она бы­ ла на месте, В ней, красивой, он не ошиб­ ся. Она была настоящая женщина, как мно­ гие тысячи русских женщин в эту войну». И в мирные дни, и в военную пору пи­ сательница встречала людей, не только не­ повторимых по своему нравственному и физическому облику, но и стоящих на раз­ личных ступенях общественной лестницы. Со страниц произведений Н. Емельяновой встает коллективный образ народа — муж­ чин и женщин, взрослых и подростков, ря­ довых и командиров, его составляющих. Убедительно показывает Н. Емельяно­ ва, что подлинным руководителем жизни может у нас быть только человек честный, бескомпромиссный, бесконечно преданный родине, народу. Знаменитый ботаник пре­ зидент Академии наук Владимир Леонтье­ вич Комаров отличается редкой личной скромностью. В то же время именно у не­ го появляется замечательная идея строи­ тельства горно-таежной станции для изу­ чения и защиты леса («В Уссурийской тай­ ге»), Генерал Хетагуров, обладающий на войне колоссальной властью, никогда не проявляет ее попусту; он сам является для своих бойцов образцом мужества, боевого умения, подлинного, а не показного гу­ манизма («Взятие Познани»), Хирург Петр Александрович, возможно, наиболее крупный образ из созданных Н. Емельяновой (повесть «Хирург»), Фи­ гура маститого врача, одного из значитель­ нейших медиков современности, выписана обстоятельно, выпукло, всесторонне. Петр Александрович показан через восприятие своих учеников — ассистента, медицинских сестер, санитарок госпиталя. Мы видим и отношение к нему раненых, которым хирург возвращает жизнь и здоровье. Петр Алек­ сандрович заслужил любовь и благодар­ ность всех соприкасающихся с ним. Разумеется, можно только строить до­ гадки о реальном прототипе этого образа. Да и не в том суть, был ли у Петра Алек­ сандровича один-единственный прототип. Советская медицина знала великих, ныне ушедших от нас, врачей-хирургов, чья мно­ голетняя самоотверженная работа спасла тысячи и тысячи жизней и, кроме того, по­ служила незыблемым фундаментом разви­ вающегося хирургического дела в стране. Таковы Н. Н. Бурденко, С. С. Юдин, А. Н. Бакулев. Да, Петр Александрович у Н. Емельяновой -— вымышленное лицо. Но он наделен именно теми благородными чер­ тами, которые были присущи корифеям, основателям нашего здравоохранения. «Борьба за жизнь человека была про­ фессией хирурга Петра Александровича, и он выходил на эту борьбу ежедневно, и спо­ койно, расчетливо выигрывал бой. Те слу­ чаи, когда бой кончался победой слепого, тяжелого и ненавистного Петру Алек­ сандровичу, большею частью были объяс­ нимы, исход таких случаев он всегда пред­ видел до того, как вступить в борьбу за жизнь человека». И даже тогда хирург не прекращал борьбы. «Он испытывал не бес­ силие от невозможности спасти эту чуть тлеющую жизнь, а ясно ощутимый недоста­ ток знания не только своего, а общего зна­ ния, определяющего на данное время уро­ вень развития хирургии. Если бы знания было больше, то, возможно, и этот случай хирургии был бы выигран». Трудно, очень трудно писать портрет выдающегося человека! Нина Емельянова владеет и этим искусством. Излишне напоминать еще раз, что пи­ сательнице близки люди творческого скла­ да ума и характера, живущие не для себя, а для других. Галерея положительных обра­ зов, созданных Н Емельяновой, внушитель­ на, герои ее с достоинством несут ношу добра и, когда того требуют обстоятель­ ства, умеют с честью защитить свои жиз­ ненные принципы. Но, к сожалению, в жиз­ ни действуют не одни только хорошие лю­ ди. В книгах Н. Емельяновой мелькают то плут и позер Трифон Моисеенко («В Уссу< рийской тайге»), то ничтожный зависть ник Ласкин («Хирург»), то фат и болтун

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2