Сибирские огни № 07 - 1970
Сверкало в траве, блестела кора светлых и стройных кленов: освещенные солнцем, они выступали из-за огромных наших кедров. И все ветви этих различных деревьев ле гонько дымились». В этом чудесном мире, гармоничном и ясном, живут мудрые, сильные люди. Н. Емельянова обладает удивительным уме нием отыскивать их среди людей зауряд ных, не всегда умеющих подчинять свои личные, обывательские интересы общему де лу. Она пишет по этому поводу: «В каж дом краю интересен основной человек с его рассказами». Однако «основной человек» потому и становится таковым что не разменивается на мелочи, а неизменно служит главному, коренному делу. Не станет он открывать душу первому встречному. Чем дальше вчитываешься в страницы прозы Н. Емельяновой, тем больше осо знаешь, сколь важно писателю представлять свое место в строю работающих на земле людей. Как геолог, Н. Емельянова выполня ла ценнейшую, нужнейшую работу. Как гражданин, она понимала, что главное в жизни — служение «большому человеческо му делу». Наконец, будучи писателем, она умеет за малозначащей, на первый взгляд, деталью разглядеть основное направление идущей вперед жизни. Потому и таежный следопыт Игнат Егорыч («Заманщина»), и суровый охранитель леса от хищных раз рушителей его старик Дегтярев («В Уссу рийской тайге»), и многие другие признава ли в ней родственный характер, делились заветным, выстраданным. Так сам литера тор превращался в «основного» человека. Герои большинства произведений Н. Емельяновой — люди сложившиеся. И не лишне будет снова подчеркнуть — сло жившиеся, в массе своей, как люди хоро шие, добрые. Пожалуй, доброта, любовь к окружающему нас на земле прекрасному,— вместе с активным неприятием злого и вре дящего человеку,— именно это делает прос того чловека заметным, заставляет других прислушиваться к его словам и, по меткой характеристике писательницы, выводит в разряд «основных» людей. И долг старше го поколения передать свою силу молоде жи, всемерно стремиться, чтобы выросла настоящая, крепкая смена и взяла в свои руки неослабевающий огонь жизни. Об этом — «Жизнь розовая», «Рассказ о жиз ни». И те же мотивы — в рассказе «Родня», где в неторопливом описании семейной встречи в деревне, увиденной глазами под ростка, скрыт второй, главный смысл: ста_- новление человеческой личности — сложный процесс, ребенок не просто и не вдруг вхо дит в мир взрослых, он нуждается в искрен ней, умелой и доброжелательной помощи. Но вот все, что взрослые могли дать, получено. Семнадцатилетний человек оста ется один на один с жизнью. Так начинает ся «Наташино лето». Наташа живет пред чувствием счастья. Волею обстоятельств, однако, ей приходится стать добровольной сиделкой у пожилых, тяжело больных лю дей. И что же? Наташа с честью выдержи вает первое жизненное испытание, ее добро та искренняя, и читатель чувствует, что и в дальнейшем Наташа не сломается, чело век из нее выйдет цельный, большой. Зна чит, корни ее прочные. Значит, будущее пе редается в надежные руки. Воистину велик и непобедим народ, ко торому присуще такое отношение к молоде жи — отношение, проистекающее от созна ния глубинной, корневой мощи народной, идущей из поколения в поколение. Труже ники войны, действующие в рассказах, по вестях и очерках второго тома «Избранных произведений» Н. Емельяновой, воспитаны Советской властью. Их героизм вытекает из всего предшествующего хода жизни и явля ется тем состоянием, в котором живут на войне советские воины. Нина Емельянова много писала о войне. Она исследует будни сражающегося народа с различных сторон. Вступая в битву, люди проверяли «в душе неисчерпаемый запас всего приобретенного нами от родной стра ны за годы нашей юности и за зрелые на ши годы» и шли навстречу лютому врагу, заслоняя собой Отчизну («Весьегонские лю бители», «Дивизия формируется»). Подлин ные чудеса героизма совершают советские люди в сражениях, и Н. Емельянова нахо дит замечательные слова для описания их подвигов (рассказы «Маркел Сухие Гвоз ди», «Гвардии полковник Гламазда»). Но случались и такие ситуации, когда остаться на высоте было далеко не просто. Сражение, бой — всегда вместе с товари щами, в одном строю с родными людьми. Даже если, как Маркелу Сухие Гвозди, приходится драться с фашистами в оди ночку,— это все равно борьба, битва... Не то — у двух советских офицеров, длинными путями пробирающихся к своим («Выход из окружения»), или у старика Андрона Ефимовича («Трудное дело»), оставшегося в тылу врага и выполняющего секретное и ответственное поручение. Не беря в руки оружия, они должны в течение длительно_- го времени вести с врагом напряженнейший поединок, проигрыш в котором — не толь ко потеря собственной жизни, но и утрата возможности борьбы с ненавистным врагом. В рассказе «Право на труд» драматич но отражены переживания бывшего бойца, жестоко искалеченного, в результате тяже лых ранений лишенного возможности вер нуться к своей профессии. Но все помыслы Тимофея Назаровича направлены на то, чтобы вернуться в строй, он ищет и нахо дит, в конце концов, применение себе — уезжает работать в один из освобожденных районов страны. Фронтовика, вернувшегося с войны, ви дим мы и в небольшой повести «Осень на Полуденной». Алексей отвергает легкую до рогу в жизни — и в труде, и в семье. Мес то его — там, где труднее. И в подруги он
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2