Сибирские огни № 07 - 1970

КНИЖНОЕ ОБОЗРЕНИЕ Ба ТУЧИН ОБРАЗ ВЕЧНОЗЕЛЕНОЙ РОДИНЫ Н ина Емельянова глубоко знает и любит родную землю. В разные годы ей много пришлось ходить и ездить по мирным и военным дорогам, встречаться с множеством людей. Богатейший жизнен­ ный опыт нашел свое концентрированное выражение в повестях, рассказах и очер­ ках, которые ныне собраны в двух томах «Избранных произведений»1. Проза Н. Емельяновой не развлека­ тельное чтиво. Здесь не отыщется ни хлест­ кого сюжета, ни бойкого, рискованного диа­ лога, ни уснащеььой жаргонными оборота­ ми фразы. То, что делает писательница, по-настоящему серьезно, быть может, даже фундаментально. Ибо вся ее долгая писа­ тельская жизнь отдана без остатка тому, чтобы запечатлеть прекрасный^«образ веч­ нозеленой родины», владеющий сердцем и помыслами каждого настоящего советского человека. • Первая крупная повесть Н. Емельяно­ вой — «Заманщина» — была опубликована в журнале «Сибирские огни» в 1931 году и получила, еще в рукописи, одобрение А. М. Горького. А одна из последних работ, включенных в двухтомник, «Наташино ле­ то», увидела^ свет спустя три десятилетия. Интерес, впрочем, представляют не сами годы, в которые происходит действие, не 1 н, Е м е л ь я н о в а . Избранные произведешь! в двух томах. М., Гослитиздат, 1969. даты написания повестей и рассказов. Вер­ нее, не столько они. Поражает другое. Пи­ сательница всемерно стремится расширить временной диапазон своего повествования; осмысливая настоящее, прекрасно понимает, что оно является продолжением непрос­ того прошлого и, в свою очередь, обязательно окажется спроецированным в будущее. Крайние вещи цикла «Голо­ са Родины», составляющие первый, мирный, том прозы Н. Емельяновой («Заманщина» и «Наташино лето»), как раз наиболее ярко характеризуют глубокий и органичный исто­ ризм мышления писательницы. Путешествие в Заманье (районы, распо­ ложенные за рекой Маной, что в Краснояр­ ском крае) было предпринято через деся­ тилетие после событий революции и граж­ данской войны в Сибири. Казалосп бы, ав^- тору можно ограничиться описанием той жизни, которая сейчас развертывается на живописных берегах таежной реки. Однако писательница вышла в путь не для того, чтобы просто фиксировать факты. Люди, встречающиеся ей, помнят многое, и не к лицу литератору проходить мимо опыта народного. Время «Заманщины» — период становления советского общества. Еще жи­ вы потомки первых поселенцев, еще рабо­ тают славные сибирские партизаны, в ле­ сах и таежных урманах побеждавшие кол­ чаковских карателей. Слушая и записывая их воспоминания, писательница широко раздвигает рамки повествования. Развитие мыслей о преемственности под­ вига первооткрывателей, первостроителей новых земель находим мы и в следующем произведении — повести «В Уссурийской тайге», полной поэтических картин природы и глубоких философских раздумий. У Н. Емельяновой нет бледных, невы­ разительных описаний. Любой пейзаж вол­ нует и радует. «Впереди меня все было синее и зеленое, очень яркое — высшее выражение возможной свежести я чистоты леса. Дрожали мельчайшие капли на вет­ вях, отсвечивая крошечными радугами.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2