Сибирские огни № 07 - 1970
этот вопрос спокойно разрешается самим хозяйством в зависимости от многих мест ных слагаемых, так как ему самому предо ставлено право искать наиболее выгодные сроки, и мерилом успеха этого хозяйства стало отныне не место его в районной сводке, а реальный урожай. Герои Л. Иванова как раз настаивали на таком планировании, которое учитывало бы особенности того или иного хозяйства. Планирование сверху, как показал опыт, неизбежно скатывалось к шаблону, потому что никто, кроме хозяев поля, не знал всех его возможностей. Теперь от такого порядка отказались не на бумаге, а на деле, и Павлов с удовлетворением думает, что мысли лучших хлеборобов, таких как Коршун и Соколов, сегодня обрели силу за кона. Очерк «Так держать!» — итоговый, иду щий по следам последних партийных реше ний по сельскому хозяйству, показываю щий и подчеркивающий, как много в пос леднее время сделано для деревни: удваи вается вложение государственных средств в сельское хозяйство, значительно увели чивается выпуск различных машин, облег чающих труд хлеборобов, расширяется культурно-бытовое строительство на селе, к концу пятилетки на 40 процентов поды мется реальный заработок колхозников. Здесь Л. Иванову представлялась воз можность ограничиться одними одическими красками в духе своего призывного и побед ного заголовка, но он не мог писать лишь о том, что уже сделано: вероятно, тогда он перестал бы быть самим собой. Это и есть движение образов во време ни. Он продолжает изображать людей, оза боченных тем, как лучше использовать вы годы экономической реформы, и тем, как подойти к изучению ранее не возникавших проблем и явлений, как обнаружить свое временно слабые звенья и в тщательно про думанном решении. Председатель колхоза Соколов, например, выражает свою «новую заботу» несколько парадоксально: «Богаче стали жить в деревне — усилился отлив молодежи...» И снова надо задуматься над социально- экономическими причинами этого явления, снова необходимо основательно подумать о подготовке для деревни инженерно-тех нических кадров, об организации культур но-массовой работы, о воспитании работни ков культуры, которые на селе давно должны быть приравнены по значению к агрономам, к инженерам. Иначе сказать, это твердый орешек, который преподнесла нам жизнь, и мы обязаны разгрызть его в крат чайшие сроки, так как прав Соколов: «Срочно меры принимать надо, а то опоз даем... Вот ведь, понимаешь, если бы мартовский Пленум партии был годков на пять пораньше, где бы уже шагала деревня!». ...Над огромным кругом животрепещу щих вопросов бесстрашно задумываются положительные герои Л. Иванова, и этим они для нас привлекательны, этим близки и дороги. Более десяти лет они мыслили только творчески, не поступаясь своими принципами под натиском волюнтаризма в любом обличим, и одержали победу. Чтобы проделать вместе со своими героями этот довольно тернистый путь, писателю потре бовались и глубокие сельскохозяйственные знания, и постоянные наблюдения за про исходящими в обществе процессами, и, ко нечно. высокие моральные качества — под линное гражданское мужество, подлинная партийность. Е. Дорош в «Деревенском дневнике» живописен и мягок, он вживается в Рай- город всем своим существом, примечает все — и как люди живут, и что им мешает, и как растет трава. С. Крутилин в своем «деревенском дневнике», в «Липягах», тща тельно исследует характеры в сложивших ся обстоятельствах, идет и вширь и вглубь, дает историю характера и его предысто рию. В «деревенском дневнике» Л. Иванова полновластно звучит голос проблемиста, он ставит трудные нерешенные вопросы, об суждает их с разных сторон, ясно и после довательно высказывает то, к чему стре мился, вгрызаясь в жизнь. А все вместе — это «дневники», без которых нельзя пред ставить нашу литературу, нельзя понять тот отрезок истории, который мы уже пе режили.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2