Сибирские огни № 07 - 1970
«Библиотеки сибирского романа», распро странявшуюся по подписке по всей стране. Была Сибирь непроезжим таежным кра ем, веками поставляла в столицу «мягкую рухлядь», пополняла «соболиную казну». И художественные произведения в двадцатых годах у нас называли литпушниной. Тог дашний редактор «Сибирских огней» Влади мир Зазубрин, автор первого советского ро мана «Два мира», призывал «бороться с те ми, кто в центре уценивает нашу литпуш- нину за то только, что она добыта и выде лана в Сибири». А Горький на Первом Все союзном съезде советских писателей рато вал за то, что пора сибиряков «печатать в журналах центра». И вот неузнаваемо изменился облик огромнейшего края. Те перь уже никому не придет на ум сравни вать по ценности литературу, созданную в Сибири, с пушниной. Скорее всего, ее можно называть по месту добычи литволь- фрамом, литникелем, литкобальтом. И ка нуло в прошлое деление на литературу столичную и периферийную. Есть единая советская литература. В той же «Ромаи- газете» в последние годы печатались си биряки: Сергей Залыгин, Григорий Федо сеев, Анатолий Иванов, Илья Лавров, Алек сей Черкасов. Я уже не говорю о тех сибиря ках, которые давно стали москвичами. И за границу теперь уже идет не только сибирская пушнина, не только станки и машины, сработанные в бывшем таежном краю, но и книги, созданные в Сибири. Луч шие из них переведены на многие языки. В свою очередь, в сибирских журналах пе чатаются, правда еще редковато, произве дения литераторов братских социалисти ческих стран. К сожалению, Иностранная комиссия Союза писателей СССР редко вспоминает о сибиряках, когда организует взаимные поездки за рубеж. Вернемся к московским сибирякам. Тот же Владимир Зазубрин печалился в 1927 году: «... страна наша (страной он называл Сибирь.— А. К.) еще не индустриализиро вана и почти не заселена, и рынок ее ма лоемок. Все это вместе взятое, вероятно, и обусловило выезд из Сибири Всев. Ива нова, Лидии Сейфуллиной, Вал. Правду- хина, Анны Караваевой, Иос. Уткина, Мих. Скуратова, Дж. Алтаузена и др.» Вслед за ними в столицу переселились: Ефим Пермитин, Надежда Чертова, Миха ил Никитин, Алексей Югов, Сергей Марков, Леонид Мартынов, позднее — Георгий Мар ков, Сергей Сартаков, Юрий Гордиенко, Борис Костюковский, Юрий Левитанский, Франц Таурин... Для двадцатых годов объяснение За зубрина звучало убедительно: из захолу стья литераторы перебирались в культур ный центр страны. Сейчас подобная миграция, на первый взгляд, кажет ся парадоксом. В Академгородок под Новосибирском шреехали многие академи ки, работают успешно, сделали важнейшие открытия в науке, знакомиться с этими открытиями приезжают ученые из всех стран мира. Новосибирск стал научной Меккой. Сейчас создается второй академ городок на другом берегу Оби — сельско хозяйственный, и академики ВАСХНИЛ переезжают в Новосибирск. Положено на чало отделению Академии медицинских на ук. А некоторые литераторы вздыхают, как чеховские сестры: «В Москву, в Москву, в Москву!» Кому удается— сгребираются в столицу, кому не удается — устраивают ся в Подмосковье. Из Читы, как отмеча лось в коллективной корреспонденции в «Советской России», за последние годы уехало более десятка литераторов, из Но восибирска — три. Для Новосибирска это не составляет тревоги. В лесу на полянах дружно подымается молодой подлесок. Так и одаренная молодежь пополняет литера турные кадры. Но читинцев такой отлив, как видно, не может не тревожить. Сибирские города давным-давно пере стали быть захолустьем. Они выросли в десять-двенадцать раз. В Новосибирске, к примеру сказать, живет уже 1. 182 тыс. чело век. Наш академический оперный театр с большим успехом гастролировал во Франции и Японии. В Иркутске создается филиал Сибирского отделения Академии наук СССР, а в Томске, Красноярске, Якутске и Владивостоке — новые институты этого отделения. Возможно, социологи нашего сибирского Института экономики ответят на вопрос — в чем причины миграции ли тературных кадров в условиях такого бы строго роста культурных центров в краях и областях, но кое-что мы можем сказать и сами. Дело не только в том, что Моск ва — мировой культурный центр. Михаил Шолохов, Виталий Закруткин и Анатолий Калинин, живя в станицах и хуторах Дона, не чувствуют себя оторванными от куль турной жизни страны и мира. Но одно мне кажется бесспорным: на местах литерато ры еще не видят о себе таких забот, каки ми окружены деятели науки. О книгах ли тераторов редко вспоминают местные газе ты. Невольно вспоминается: в двадцатых годах рецензии на художественные произ ведения в краевых и областных газетах появлялись гораздо чаще, чем теперь. В двадцатых годах в Новосибирске из давалось более десяти журналов. В «Крас ной сибирячке», в- «Охотнике и рыбаке Сибири», в кооперативном журнале были постоянные отделы литературы. Помимо «Сибирских огней», выходили литератур но-художественные журналы — тонкий ил люстрированный ежемесячник «Сибирь» и детский журнал «Товарищ». Пора возро дить хотя бы один из них. Сибирь индустриализирована, южная и средняя полоса ее заселена, теперь заселя ется север. Но издательское дело явно отстает от быстрого развития народного хо зяйства, науки и искусства. Емкий книж ный рынок не удовлетворяет спроса. На стала пора подымать в Сибири издатель ское дело и полиграфию с тем же государ-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2