Сибирские огни № 07 - 1970

ка обездоленных, с блеском одерживавшего победу над коронным судом. Илья Фоняков свой цикл «В Шушен­ ском» начал словами: Он тогда и Лениным не звался. Он позднее Лениным назвался, Он еще был очень молодой..,. Там, приходя за советами и юридиче­ ской помощью, сибирские крестьяне его «в первый раз назвали Ильичем». А он в углу крестьянского дома, про­ стого и тесного, перелистывал книги из своей библиотеки, читал грядущее и был «сам— душой в грядущем!» И вот грядущее стало минувшим, насто­ ящим; первые книжные полки теперь всю­ ду занимают синие ленинские тома: В них страстей возвышенных кипенье, Поиски ответа —и ответ, II терпенье в них, и нетерпенье: Поскорей улучшить белый свет. И поэт взволнованно вспоминает своих сокурсников по университету «выпуска пятьдесят седьмого года», читающих не для цитат и не для семинара, а просто для себя, как величайшую поэму, уже тридца­ тый и последующие синие тома гениальней­ шего человека. Поэт вспоминает: в токий­ ской электричке человек с значком Лени­ на на груди про себя по привычке напева­ ет «Интернационал». О вековых соснах над Шушей, о Ленин­ ском веке на планете сложил новые песни поэт-песенник Василий Пухначев. Казимир Лисовский снова прошел по сибирским охотничьим тропам Ильича и к своему шушенскому циклу добавил стихи о Журавлиной горке, об озере Перово, где в часы отдыха бывал невольный сибиряк, будущий зодчий нового общества. Только напрасно поэт принарядил деревенского бедняка Соснпатыча в ботфорты, в какие обувался Петр Великий, да повесил ему через плечо дорогой и изысканный турге­ невский ягдташ! Большой вклад в живописную Ленини- ану внес старейший сибирский художник Иван Иванович Тютиков. Почти сорок лет назад он говорил: «Меня волнует эта те­ ма. Кто, как не мы, художники Сибири, должны в своих произведениях показать нашего любимого Ильича». Впервые художник приехал в Шушен­ ское в 1933 году. Тогда все надворные по­ стройки на усадьбе Петровой были еще целы, и Тютикову удалось где-то в сарае среди ветхого скарба отыскать верхнюю часть конторки, а старики рассказали ему, что Владимир Ильич работал, стоя за конторкой. Художник зарисовал уцелев­ шую часть конторки и сделал чертеж. Ког­ да, спустя пять лет, создавался шушенский мемориальный музей, то и эта часть кон­ торки уже исчезла. Ее восстановили по чертежам и по первой картине И. И. Тю- тикова. Так воссоздан тот рабочий угол Владимира Ильича, где была закончена гениальная книга «Развитие капитализма в России» и написаны многие статьи. Картина «В. И. Ленин и Н. К- Круп­ ская в селе Шушенском» была принята в Центральный музей Ленина еще при жиз­ ни Надежды Константиновны, подтвердив­ шей ее достоверность. А газета «Советская Сибирь» об этой картине писала в 1934 го­ ду: «Это была одна из самых замечатель­ ных работ на выставке по своей идейной выразительности и высокому художествен­ ному мастерству». После этого И. И. Тютиков написал по­ лотна: «Протест 17-ти российских социал- демократов», «В. И. Ленин в библиотеке Юдина», «Первая маевка в Шушенском». На эти темы художник сделал несколько повторений. Лучшие из них включены в музейные экспозиции, неоднократно вос­ производились в печати. Сорокалетнюю ра­ боту над полотнами, посвященными сибир­ скому периоду жизни и деятельности Вла­ димира Ильича, можно с полным основа­ нием назвать подвигом художника. И не удивительно ли, что в пятитомной «Исто­ рии Сибири», значение которой в культур­ ной жизни общеизвестно, об этом подвиге художника не было сказано ни единого слова? Сейчас Институт истории, философии, филологии Сибирского отделения Акаде­ мии наук СССР приступил к созданию вто­ рого капитального труда— «Истории рус­ ской литературы в Сибири». В двух томах. От похода Ермака до наших дней. Работа весьма нужная, и похвально, что она на­ чата большим авторским коллективом. И хочется надеяться, что этот давно ожида­ емый труд будет свободен от субъекти­ вистских суждений, какие, к сожалению, проникли на страницы пятого тома «Исто­ рии Сибири». Историки в первом томе этого труда подробно расскажут обо всем, что было создано на просторах Сибири русскими литераторами до Октября. Мне же вспо­ минается: известный ученый, патриот сво­ его края Григорий Николаевич Потанин на рубеже века сетовал, что в литератур­ ном отношении громадина Сибирь являет собою пустыню. Партией Ленина эта пус­ тыня превращена в благодатное поле, на котором под живительным солнцем социа­ лизма расцвела богатая литература. Трид­ цать два тома «Библиотеки сибирского ро­ мана», двадцать томов «Библиотеки сибир­ ской поэзии» и уже два десятка томиков «Молодой прозы Сибири» — говорят сами за себя. Примеру Новосибирска последова­ ли дальневосточники и уральцы— издают­ ся представляющие большой интерес «Биб­ лиотеки» прозы Урала и Дальнего Восто­ ка. И теперь уже есть возможность при­ ступить к выпуску новых серий «Библио­ теки сибирского романа» и «Библиотеки сибирской поэзии». Подобные издания за­ служивают распространения по подписке. И опыт есть: читатели в сотнях писем бла­ годарили издательство за первую серию

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2