Сибирские огни № 07 - 1970
рукописи, оставшийся в цензурном ведомст ве. Но о «содержании и общем направле нии ее», послужившем причиной цензурного запрещения и того, что она не была воз вращена автору, можно судить по неболь шой рецензии, которой Краевский сопрово дил свой отказ. «М ЛАДШ ИЕ БРАТЬЯ» ( р е ц е н з и я ) Николай Иванович Забелин, сирота ме щанского происхождения, воспитывался в гимназии на иждивении своего дяди, мел кого торговца. По окончании курса он был отпущен на все четыре стороны своим единственным родственником, который с этой минуты считал, что выполнил все обязанности в отношении к бездомному юноше. Тому удалось получить место уезд ного учителя; он сколотил кое-какие день жонки и отправился в Петербург, чтоб по ступить в университет, куда его влекла жажда познаний. Он приехал в столицу с тощим кошельком, но богатый надеждами; нанял маленькую квартирку и принялся искать уроков. В одном доме с ним жила бедная девушка, Саша, только что лишив шаяся отца и намеревавшаяся, вопреки со ветам квартирной хозяйки, предлагавшей ей более легкие средства к существованию, жить честным трудом. Забелин и Саша познакомились и скоро сошлись, благода ря сходству в их положениях, а отчасти и характерах: оба, по-видимому, не отлича лись особенной энергией и находили об легчение в жалобах на судьбу. Саша вско ре получила работу в одном модном мага зине, а Забелин еще долго скитался без дела, пока, наконец, истратив последнюю копейку, перебрался на житье в отврати тельный угол и взялся за ничтожнейшее жалованье переписывать бумаги для од ного мещанина, Сабинина. О посещении университета, конечно, и думать было нече го. Забелин кое-как перебивался изо дня в день; вскоре у него износились сапоги, и ему поневоле пришлось просидеть два дни дома, вследствие чего он лишился ме ста у Сабинина, а вместе с тем и послед них средств к существованию. Терзаемый голодом, он прибегнул к способу, на кото рый ему давно указывал хозяин угла, где он жил, а именно: продался в солдаты и тем положил конец своим стремлениям к образованию. Между тем, Саша, со своей стороны, работала, работала и выбилась из сил. Ей опротивел бесплодный труд, опро тивела самая жизнь; она с отчаяния послу шалась советов сострадательных кумушек и променяла свою исполненную лишений, но честную жизнь на безбедное, по позор ное существование. Автор явно стремится доказать, что беднякам, которым предстоит в поте лица зарабатывать насущный хлеб и трудом прокладывать себе путь в жизни, при на стоящем устройстве общества нет другого' исхода, как; для мужчины — полная утрата самостоятельности, для женщины —- самое жалкое падение. Так ли это в действитель ности н не делает ли автор из суммы чело веческих бедствий и страданий чересчур крайних выводов? Читатель тем более вправе ему сделать подобный вопрос, что в печальной повести об участи «меньших братьев» не находит никаких фактических, осязательных доказательств непреложно сти проводимой автором истины. Борьба молодых люден с гнетущей их судьбой очерчена им очень слабо в Забелине и совсем опущена в Саше: автор говорит, что она боролась, и требует, чтобы ему ве рили на слово, но нас это не удовлетворя ет и невольно возникает сомнение: уж не' в самих ли героях, т. е. в их нравственном ничтожестве и бессилии, кроется главная причина их гибели? Чтобы избежать обви нения в клевете на общество, автору сле довало поглубже заглянуть в недра этого общества, поставить своих героев в непо средственное с ним прикосновение, а не на какую-то туманную высоту, указать на то,, что он находит достойным порицания, и тогда уже ратовать с действительным, а не призрачным злом, вооружась для этого живыми образами, а не пустой фразой. Тогда и сам, проникнутый более твердым сознанием правоты своего взгляда, он при дал бы своему произведению более опреде ленный характер, более теплый и задушев ный тон, способный действительно возбу дить интерес к личностям, к судьбе кото рых мы теперь остаемся довольно равно душными»1. Нельзя не отметить, что основная мысль повести, пафос ее выражены были,, по-видимому, автором довольно четко. Главная мысль рецензии Краевского почти дословно совпадает с тем, как сформули рован был основной мотив, по которому' рукопись запретил цензурный комитет, уви девший в «Младших братьях» «тенденцию автора изобразить безвыходное при насто ящем строе общества положение так назы ваемых меньших братьев, т. е. людей, не обеспеченных средствами к всестороннему своему развитию»2. В бумагах Литфонда за 1867 год хра нится и справка, содержащая представлен ный Кунцевским и относящийся к этому же времени список («насколько я припомнил»)* в котором названо одиннадцать его неиз вестных до сих пор, опубликованных в. 1866 году очерков и рассказов и указано,., где восемь из них были напечатаны; здесь же названы номера газет, представленных в Комитет Кущевским, и сказано, в каких именно разделах каждого номера напеча таны его статьи «по текущим вопросам»3. Изучение комплектов изданий, указан ных Кущевским, позволило точно устано 1 ГПБ, ф. 438, ед. хр. 16, л. 401—401 об. 2 ЦГИА, ф 777, оп. 27, д. 54. лл. 68—68 об. 3 ГПБ, ф, 438, ед. хр. 16. л. 266.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2