Сибирские огни № 07 - 1970

Шум, вибрация, борьба с которыми «дет уже десятки лет, отступают медлен­ но — технический прогресс идет быстро и меры защиты не всегда поспевают за ним. В центре больших городов уровень за­ газованности днем далеко превосходит все нормы. В центре Токио уже стали прода­ вать кислород для дыхания. Торговля воз­ духом развивается и в других больших го­ родах Запада. Я бы мог назвать еще десятки факто­ ров, дающих большую нагрузку на нервную систему современного человека, но в на­ стоящее время они известны, с ними ве­ дется борьба. В этой борьбе порой недо­ стает специалистов, особенно, когда дело касается не охраны воды и воздуха (что тоже предельно важно), а охраны психики человека. Для современного человека в этой сфере тоже необходимы отдушины. Академик Анохин подчеркивает немалую роль затяжных отрицательных эмоций в возникновении болезней человека. Подав­ лять эмоции вредно, нужна разрядка. Но грамотная разрядка!, В последнее время во всем мире увели­ чился интерес к вопросам практической психологии, психотерапии, в некоторых пе­ чатных изданиях появились клубы «психо­ логического атлетизма», стали появляться брошюры и книги на эту тему. Но нет еще единой системы психотерапевтической, пси­ хологической помощи, и это очень дает се­ бя знать. Скажем, «простояв» месяц-другой в очереди, человек все же может попасть на прием к сексуологу или хорошему лого­ педу, а вот с чисто моральными трудностя­ ми дело обстоит сложней. Они возникают нередко быстро, стихийно и требуют не­ медленного разрешения, иначе человек мо­ жет совершить поступки, о которых потом .будет долго жалеть. Скажем, в школе еще за «моральный облик» учащихся в известной мере отвеча­ ют учителя, но и это дело весьма сложное, трудно^ осуществимое, поскольку далеко не каждый учитель является знатоком души каждого своего подопечного. Для этого нужен педагогический талант и, как гово­ рят, какое-то необъяснимое «чутье». Ну, а взрослые, а молодежь, уже вы­ шедшая из школы, но еще не созревшая, не знающая многого? Контроль, воздейст­ вие общественных организаций, безусловно, влияют на формирование личности, но как помогли бы этим организациям знатоки «души человеческой», прошедшие курс обу­ чения практической психологии? Во все времена, у всех народов были духовные утешители, целители, иной раз не бескорыстные. Шаманы, колдуны, знаха­ ри у диких племен так или иначе, иногда весьма своеобразно занимались воспитани­ ем и применяли психотерапию для лечения своих соплеменников. Сообщения современ­ ных исследователей говорят, что иногда колдуны при помощи простых средств — трав, своеобразных методов внушения и гипноза достигали и достигают удивитель­ ных результатов. Наша современная наука становится настолько взрослой, что ей уже можно не гнушаться изучением древних и современных лечебных и суггестивных ме­ тодов, применяемых среди различных на­ родов. Тайны рождения различных народ­ ных методов внушения уходят в древность. За свою долгую жизнь эти методы прини­ мали самые причудливые формы, применя­ лись с самыми разнообразными целями, на­ чиная от религиозных и кончая изобличе­ нием преступников. Жрецы в храмах древ­ ней Греции, Индии владели методами ги­ пнотизации, довольно близкими к тем, ко­ торые мы применяем сейчас. А могучее влияние на формирование психики человека христианской религии, влияние, длившееся почти две тысячи лет?" Человеку тяжело — его притеснили, оби­ дели — он идет в церковь, человек совер­ шил дурной поступок — он «очищает душу» в исповедальне. Мы не можем отрицать ко­ лоссального влияния на общество в тече­ ние многих веков института религии. Бу­ дучи объективно явлением отрицательным, церковь служила для многих людей мо­ ральной подпоркой. Особое значение имела она для простых людей— то есть для боль­ шинства общества. Несомненно, понятие «грех» несло в себе сдерживающую функ­ цию. Несомненно, простой старухе было легче умирать в убеждении, что она пере­ селяется в иной мир, где сторицей получит воздаяние за честный труд в течение всей жизни, за унижения, за страдания. По сви­ детельству больших писателей, ученых, мно­ гие крестьяне принимали смерть совершен­ но спокойно, благостно. В настоящее время у нас в стране ве­ рующих в бога осталось очень мало, да и остатки их верить-то стали как-то по-дру­ гому, не так истово, что ли, с примесью сомнения. С точки зрения психологиче­ ской — это важнейшее качественное изме­ нение. Но, как говорится, природа не тер­ пит пустоты, и общество тоже не терпит. Образовавшийся вакуум должен быть за­ полнен, в числе различных мер и форм в этом заполнении могут сыграть большую роль социологи разных профилей и специа­ листы-психологи. Вопрос этот требует ква­ лифицированного разрешения. Но широких психологических исследований, научных внедрений в области морали отдельного че­ ловека и всего общества, пока, к сожале­ нию, нет. Есть лишь отдельные разрозненные практические попытки в этом направлении. В одной из школ Брянщины каждый новый учебный год начинается с урока мужества. Вспоминаются доблестные дела отцов и де­ дов, борьба за честь России. На мой взгляд, это прекрасно — напоминание о доблести, благородстве людей самых раз­ ных сословий, проявленных в звездные ча­ сы и минуты их неповторимой жизни, куль­ тивирующее у молодежи благородство, пат­ риотизм, мужество,— это лучший из куль­ тов!

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2