Сибирские огни № 07 - 1970
Шум, вибрация, борьба с которыми «дет уже десятки лет, отступают медлен но — технический прогресс идет быстро и меры защиты не всегда поспевают за ним. В центре больших городов уровень за газованности днем далеко превосходит все нормы. В центре Токио уже стали прода вать кислород для дыхания. Торговля воз духом развивается и в других больших го родах Запада. Я бы мог назвать еще десятки факто ров, дающих большую нагрузку на нервную систему современного человека, но в на стоящее время они известны, с ними ве дется борьба. В этой борьбе порой недо стает специалистов, особенно, когда дело касается не охраны воды и воздуха (что тоже предельно важно), а охраны психики человека. Для современного человека в этой сфере тоже необходимы отдушины. Академик Анохин подчеркивает немалую роль затяжных отрицательных эмоций в возникновении болезней человека. Подав лять эмоции вредно, нужна разрядка. Но грамотная разрядка!, В последнее время во всем мире увели чился интерес к вопросам практической психологии, психотерапии, в некоторых пе чатных изданиях появились клубы «психо логического атлетизма», стали появляться брошюры и книги на эту тему. Но нет еще единой системы психотерапевтической, пси хологической помощи, и это очень дает се бя знать. Скажем, «простояв» месяц-другой в очереди, человек все же может попасть на прием к сексуологу или хорошему лого педу, а вот с чисто моральными трудностя ми дело обстоит сложней. Они возникают нередко быстро, стихийно и требуют не медленного разрешения, иначе человек мо жет совершить поступки, о которых потом .будет долго жалеть. Скажем, в школе еще за «моральный облик» учащихся в известной мере отвеча ют учителя, но и это дело весьма сложное, трудно^ осуществимое, поскольку далеко не каждый учитель является знатоком души каждого своего подопечного. Для этого нужен педагогический талант и, как гово рят, какое-то необъяснимое «чутье». Ну, а взрослые, а молодежь, уже вы шедшая из школы, но еще не созревшая, не знающая многого? Контроль, воздейст вие общественных организаций, безусловно, влияют на формирование личности, но как помогли бы этим организациям знатоки «души человеческой», прошедшие курс обу чения практической психологии? Во все времена, у всех народов были духовные утешители, целители, иной раз не бескорыстные. Шаманы, колдуны, знаха ри у диких племен так или иначе, иногда весьма своеобразно занимались воспитани ем и применяли психотерапию для лечения своих соплеменников. Сообщения современ ных исследователей говорят, что иногда колдуны при помощи простых средств — трав, своеобразных методов внушения и гипноза достигали и достигают удивитель ных результатов. Наша современная наука становится настолько взрослой, что ей уже можно не гнушаться изучением древних и современных лечебных и суггестивных ме тодов, применяемых среди различных на родов. Тайны рождения различных народ ных методов внушения уходят в древность. За свою долгую жизнь эти методы прини мали самые причудливые формы, применя лись с самыми разнообразными целями, на чиная от религиозных и кончая изобличе нием преступников. Жрецы в храмах древ ней Греции, Индии владели методами ги пнотизации, довольно близкими к тем, ко торые мы применяем сейчас. А могучее влияние на формирование психики человека христианской религии, влияние, длившееся почти две тысячи лет?" Человеку тяжело — его притеснили, оби дели — он идет в церковь, человек совер шил дурной поступок — он «очищает душу» в исповедальне. Мы не можем отрицать ко лоссального влияния на общество в тече ние многих веков института религии. Бу дучи объективно явлением отрицательным, церковь служила для многих людей мо ральной подпоркой. Особое значение имела она для простых людей— то есть для боль шинства общества. Несомненно, понятие «грех» несло в себе сдерживающую функ цию. Несомненно, простой старухе было легче умирать в убеждении, что она пере селяется в иной мир, где сторицей получит воздаяние за честный труд в течение всей жизни, за унижения, за страдания. По сви детельству больших писателей, ученых, мно гие крестьяне принимали смерть совершен но спокойно, благостно. В настоящее время у нас в стране ве рующих в бога осталось очень мало, да и остатки их верить-то стали как-то по-дру гому, не так истово, что ли, с примесью сомнения. С точки зрения психологиче ской — это важнейшее качественное изме нение. Но, как говорится, природа не тер пит пустоты, и общество тоже не терпит. Образовавшийся вакуум должен быть за полнен, в числе различных мер и форм в этом заполнении могут сыграть большую роль социологи разных профилей и специа листы-психологи. Вопрос этот требует ква лифицированного разрешения. Но широких психологических исследований, научных внедрений в области морали отдельного че ловека и всего общества, пока, к сожале нию, нет. Есть лишь отдельные разрозненные практические попытки в этом направлении. В одной из школ Брянщины каждый новый учебный год начинается с урока мужества. Вспоминаются доблестные дела отцов и де дов, борьба за честь России. На мой взгляд, это прекрасно — напоминание о доблести, благородстве людей самых раз ных сословий, проявленных в звездные ча сы и минуты их неповторимой жизни, куль тивирующее у молодежи благородство, пат риотизм, мужество,— это лучший из куль тов!
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2