Сибирские огни № 07 - 1970

содружестве с другими науками— это не пхстые разговоры, как иногда мы пред­ ставляем себе в быту, это вполне конкрет­ ные, так сказать, на пальцах ощутимые вещи. И автору стало странно, почему та­ кую могучую вещь, как прикладная пси­ хология, до сих пор так мало применяют на практике. Слово «психолог» вообще-то для нас привычное. Несколько раз в день слышим. О хорошем писателе говорим: какой пси­ холог! И об умном, чутком руководите­ ле — тоже. И о педагоге. Но, так сказать, профессиональных психологов большинство читателей, должно быть, и в глаза не ви­ дали. А между тем, если бы наши ученые- психологи внесли в практику столько, сколько один Ленинградский институт по­ лупроводников, в нашей жизни произошли бы удивительные изменения (в лучшею сторону, разумеется). На каком уровне находится сейчас ис­ пользование самого совершенного аппара­ та вселенной — человеческого мозга? Если говорить категорически — почти на доис­ торическом. Подавляющее большинство из нас не использует и сотой доли своих воз­ можностей. ...К одной из хирургических клиник подкатила скорая помощь. «Острый аппен­ дицит» — таков диагноз. Хирург просит у сестры обычное: скальпель, новокаин, за­ жимы для кровеносных сосудов. Внезап­ но больной заявляет: «Доктор, прошу вас, никакого обезболивания! Я могу не чувст­ вовать боли...» Врач после некоторых колебаний дела­ ет пробный надрез. Больной улыбается. Хирург разрезает слой за слоем живые ткани и... мило беседует с больным. Вся операция прошла без малейшего обезболивания! Больной артист цирка Ивон Ива. Еще в юности он решил дока­ зать себе неограниченные возможности человеческой воли и в результате трени­ ровок научился переносить значительную боль, почти не чувствуя ее. Его способ­ ности не уникальны. Многие люди способ­ ны натренировать себя таким образом, чтобы «отключать» чувство боли, чувство голода, усталость и другие отрицательные эмоции. Почему бы не разработать науч­ ные рекомендации по развитию этих заме­ чательных свойств? Ведь это не чудеса, та­ кие способности заложены в людях приро­ дой. А феноменальные способности Михаи­ ла Куни? Есть ли они проявление чего-то сверхъестественного? Безусловно, нет. Пус­ тое дело — спорить о том, каждый ли в принципе может «научиться» в доли се­ кунды множить в уме многозначные числа. Это, прежде всего, подавляющему боль­ шинству людей ни к чему. Но, анализируя случаи высочайшего психического подъе­ ма, которые знакомы почти каждому, хо­ тя — увы! — являются как редкие гости, невольно задумываешься над тем, какие возможности скрыты в каждом из нас. Между тем в двадцатом веке люди стали еще больше рассеиваться, нежели прежде, ибо многие «помогающие» нам вещи роко­ вым образом мешают углубиться, сосре­ доточиться. Конечно, призыв Жан-Жака Руссо: «Назад, к природе!» — в его бук­ вальном смысле сейчас лишь немногие воспримут всерьез. Возвращение назад не только не нужно, но просто невозможно. Другое дело — прийти в какое-то согласие с природой, хотя бы собственной. Это яв­ ляется целью всех наук о человеке. Могут возразить: а так ли просто на­ учить человека мыслить, как Сократ или Платон? И вообще, возможно ли это? Уважаемый читатель, возражу я, речь в основном-то не об этом, хотя я твердо убежден, что есть Глазуновы, и Скрябины, и Крамские, которые числятся неплохими инженерами конструкторских бюро, как существует и обратное явление — посред­ ственные литераторы и живописцы, в ко­ торых, возможно, погибают незаурядные конструкторы. Все это тоже имеет пря­ мое отношение к прикладной психологии: решение вопроса о том, как облегчить че­ ловеку выбор профессии, должно быть поставлено на строго научную основу. Кстати говоря, в этой области, которая именуется профессиональной ориентацией, ведется много исследовательских работ. Но все это не систематизировано и, к со­ жалению (основная пока болезнь психоло­ гии), не доведено до дела. Что ж, в путь и без промедлений! Что может быть прек­ расней и благодарней, чем открыть для человечества новых Чайковских, Репиных, Курчатовых? Еще одна интересная, хотя и парадок­ сальная сторона дела: если порыться в хо­ рошей библиотеке, можно обнаружить из­ рядное количество самых разнообразных работ по психологии и среди них настоя­ щие сокровища, старинные и современные. Есть довольно много наших и зарубежных работ и по прикладной психологии. Мно­ гие из них сулят немалую практическую пользу. Ну, например, не секрет, что зна­ ние психологии рекламы принесло ряду зарубежных стран немало миллиардов (да, миллиардов!) долларов. Работа начи­ нается с того, что изучаются скрытые вле­ чения^ населения, их мотивы, предрассудки людей, стремления и привычки, а затем уж разрабатываются способы их «эксплуа­ тации». Рекламное внушение, построенное на научной основе, действует почти неотрази­ мо. У нас уже описан известный прием западной рекламы: в лепту художествен­ ного фильма вставляют несколько рек­ ламных кадров, не фиксируемых, казалось бы, сознанием зрителя. По окончании ки­ нофильма зритель чувствует какое-то смут­ ное желание, которое, наконец, приводит его к тому месту, где торгуют кока-колой или новой зубной пастой...

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2