Сибирские огни № 07 - 1970
содружестве с другими науками— это не пхстые разговоры, как иногда мы пред ставляем себе в быту, это вполне конкрет ные, так сказать, на пальцах ощутимые вещи. И автору стало странно, почему та кую могучую вещь, как прикладная пси хология, до сих пор так мало применяют на практике. Слово «психолог» вообще-то для нас привычное. Несколько раз в день слышим. О хорошем писателе говорим: какой пси холог! И об умном, чутком руководите ле — тоже. И о педагоге. Но, так сказать, профессиональных психологов большинство читателей, должно быть, и в глаза не ви дали. А между тем, если бы наши ученые- психологи внесли в практику столько, сколько один Ленинградский институт по лупроводников, в нашей жизни произошли бы удивительные изменения (в лучшею сторону, разумеется). На каком уровне находится сейчас ис пользование самого совершенного аппара та вселенной — человеческого мозга? Если говорить категорически — почти на доис торическом. Подавляющее большинство из нас не использует и сотой доли своих воз можностей. ...К одной из хирургических клиник подкатила скорая помощь. «Острый аппен дицит» — таков диагноз. Хирург просит у сестры обычное: скальпель, новокаин, за жимы для кровеносных сосудов. Внезап но больной заявляет: «Доктор, прошу вас, никакого обезболивания! Я могу не чувст вовать боли...» Врач после некоторых колебаний дела ет пробный надрез. Больной улыбается. Хирург разрезает слой за слоем живые ткани и... мило беседует с больным. Вся операция прошла без малейшего обезболивания! Больной артист цирка Ивон Ива. Еще в юности он решил дока зать себе неограниченные возможности человеческой воли и в результате трени ровок научился переносить значительную боль, почти не чувствуя ее. Его способ ности не уникальны. Многие люди способ ны натренировать себя таким образом, чтобы «отключать» чувство боли, чувство голода, усталость и другие отрицательные эмоции. Почему бы не разработать науч ные рекомендации по развитию этих заме чательных свойств? Ведь это не чудеса, та кие способности заложены в людях приро дой. А феноменальные способности Михаи ла Куни? Есть ли они проявление чего-то сверхъестественного? Безусловно, нет. Пус тое дело — спорить о том, каждый ли в принципе может «научиться» в доли се кунды множить в уме многозначные числа. Это, прежде всего, подавляющему боль шинству людей ни к чему. Но, анализируя случаи высочайшего психического подъе ма, которые знакомы почти каждому, хо тя — увы! — являются как редкие гости, невольно задумываешься над тем, какие возможности скрыты в каждом из нас. Между тем в двадцатом веке люди стали еще больше рассеиваться, нежели прежде, ибо многие «помогающие» нам вещи роко вым образом мешают углубиться, сосре доточиться. Конечно, призыв Жан-Жака Руссо: «Назад, к природе!» — в его бук вальном смысле сейчас лишь немногие воспримут всерьез. Возвращение назад не только не нужно, но просто невозможно. Другое дело — прийти в какое-то согласие с природой, хотя бы собственной. Это яв ляется целью всех наук о человеке. Могут возразить: а так ли просто на учить человека мыслить, как Сократ или Платон? И вообще, возможно ли это? Уважаемый читатель, возражу я, речь в основном-то не об этом, хотя я твердо убежден, что есть Глазуновы, и Скрябины, и Крамские, которые числятся неплохими инженерами конструкторских бюро, как существует и обратное явление — посред ственные литераторы и живописцы, в ко торых, возможно, погибают незаурядные конструкторы. Все это тоже имеет пря мое отношение к прикладной психологии: решение вопроса о том, как облегчить че ловеку выбор профессии, должно быть поставлено на строго научную основу. Кстати говоря, в этой области, которая именуется профессиональной ориентацией, ведется много исследовательских работ. Но все это не систематизировано и, к со жалению (основная пока болезнь психоло гии), не доведено до дела. Что ж, в путь и без промедлений! Что может быть прек расней и благодарней, чем открыть для человечества новых Чайковских, Репиных, Курчатовых? Еще одна интересная, хотя и парадок сальная сторона дела: если порыться в хо рошей библиотеке, можно обнаружить из рядное количество самых разнообразных работ по психологии и среди них настоя щие сокровища, старинные и современные. Есть довольно много наших и зарубежных работ и по прикладной психологии. Мно гие из них сулят немалую практическую пользу. Ну, например, не секрет, что зна ние психологии рекламы принесло ряду зарубежных стран немало миллиардов (да, миллиардов!) долларов. Работа начи нается с того, что изучаются скрытые вле чения^ населения, их мотивы, предрассудки людей, стремления и привычки, а затем уж разрабатываются способы их «эксплуа тации». Рекламное внушение, построенное на научной основе, действует почти неотрази мо. У нас уже описан известный прием западной рекламы: в лепту художествен ного фильма вставляют несколько рек ламных кадров, не фиксируемых, казалось бы, сознанием зрителя. По окончании ки нофильма зритель чувствует какое-то смут ное желание, которое, наконец, приводит его к тому месту, где торгуют кока-колой или новой зубной пастой...
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2