Сибирские огни № 07 - 1970
геохимическая периодическая система эле ментов? Ученый пришел к выводу: «Относитель ное содержание элемента в видах расте ний не зависит или мало зависит от внеш них условий среды и может рассматривать ся, как видовой признак растений». А не слишком ли смелое это утвержде ние? На традиционной дружеской дискус сии Жбановы атаковали Ковалевского ка верзными вопросами: — Существуют сотни видов ив, и что же — способность их поглощать микроэле менты одинакова? — Давайте проверим,— хладнокровно за щищался ученый.— Может быть, по био- геохимическим признакам сгруппируем ивы всего лишь в несколько видов... — А не рано ли говорить о глобальной зависимости? Ведь пока еще так мало до казательств... — Может быть, и мало,— соглашался Ковалевский,— но в Сибири такая законо мерность выявлена, а это уже половина страны!.. ...Они верили, что каждый день прибли жает их к победе над скептиками, и пото му работа, какой бы трудной она ни была, приносила удовлетворение. Теперь у Кла ры уже не было сомнений: она нашла се бя! В пору юности, раздумывая о смысле жизни, она записала в дневнике: «Выучить ся, конечно, всему можно, но если кажется неинтересно, то лучше не надо. Можно об мануть кого угодно, даже самого себя, а работу не обманешь, ведь это выбор не на час, не на день, а на всю жизнь. Так же, как любовь! Нет, даже значительнее люб ви... Мало было сильных людей, которые жертвовали собой ради любви, а ради из бранного труда сгорали лучшие человече ские жизни». «Меня захлестывает жизнь,— признава лась Клара,—- я захлебываюсь в шумящем потоке жизни. Все интересно. Вот конспек тирую Ленина и восхищаюсь... Я стараюсь все от себя отогнать, посмотреть заново на все, особенно на то, что притупилось в на шем сознании и воспринимается, как догма». Шагать в стужу по тайге, прокладывая дорогу новому делу — зимней биогеохи мии,— интересно! Спорить о нерешенных проблемах науки, искать вместе с товари щами истину, вопреки всем неудачам твер до идти к цели — интересно! Сидеть вече рами над чертежами озолительной печи, которая поможет утвердиться новому ме тоду поиска месторождений,— интересно!.. И не только работа интересовала ее. Много читала: «...для меня книги являют ся источником энергии». Серьезно увлека лась живописью и музыкой: «Когда слу шаешь музыку, то возникает чувство жаж ды полной, кипучей жизни, жажда жизнен ного водопада. А иногда спокойствие, ра достное чувство, что ты можешь жить и быть человеком и слышать то, что сотво рили эти люди. Но первое чувство лучше». На Дальнем Востоке, во время студен ческой практики, она уговорила водолазов разрешить ей спуститься на дно моря: «Вначале я не могла от трапа оторваться, второй раз лучше получилось. Когда я стала на грунт, шагнуть никак не могла, уши мне заложило, я уже хотела подать сигнал, чтобы меня вытащили, как вдруг, пройдя шага два, я увидела камбалу, ко торая, потревожившись, проплыла вперед и удивленно подняла на меня глаза и за мерла...» Все интересно: слушать музыку и на слаждаться «концертом птиц, полным тор жеством жизни» и вот даже заглянуть на дне моря в удивленные глаза камбалы. И потому — «...не терять ни минуты даром.., Как же мало дано человеку жить. И на кой черт дано черепахе природой 300 лет?». К мыслям о цели жизни она возвраща лась часто. «Нужно в одну жизнь прожить сто, больше!» — так определяет Клара еще в школьные годы свой девиз и постоянно напоминает себе об этом в дневнике: «Я приехала на совершенно новое место, надо лихорадочно поглотить все это новое, по наблюдать. А у меня, кажется, время зря идет». И только тогда, когда день выда вался особенно удачный, она с удовлетво рением отмечала: «Настроение сегодня бод рое. День провела на 3». «Как можно больше успевать делать,— писала Клара,— вот моя маленькая, но по вседневная борьба... Чернышевский, Коше вой, Зоя, «Чайка» — вот мои идеалы. Эти факелы, огни никогда не дадут мне заблу диться, а всегда выведут на правильную дорогу, которая приведет меня к моей цели!» «Ты знаешь,— размышляет она в пись ме Эдуарду,— для меня комсомольский би лет — это моя повседневная совесть, мой девиз, мой символ борьбы. Он как строгий судья смотрит за тобой: а не ушел ли ты в тихую заводь, не скатился ли к тому, что сам берешь все от людей, а им ничего не даешь?» Эпиграфом к одной из.своих школьных тетрадей «для записи наиболее важных событий жизни» Клара взяла слова А. С. Макаренко: «Кроме какой-нибудь ква лификации, нужной советскому юноше или девушке в шестнадцать лет, надо овладеть квалификацией борца и человека». Она сумела овладеть такой квалифика цией, воспитать в себе сильный характер. Ее мужество не от рождения. В семейном архиве Жбановых хранится школьная ха рактеристика на Клару-девятиклассницу: «Живая, энергичная девушка, весь год бы ла классным организатором, работала не плохо, но большого авторитета не имела. Приходилось весь год контролировать ее работу, помогать, подталкивать...» Сама Клара по отношению к себе была куда более беспощадной. «Знаешь,— при знавалась она Эдуарду,— я разочаровы ваюсь в себе все больше и больше. Ерун да какая-то получается. Получается, что одни только слова, а дела нет. На словах
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2