Сибирские огни № 07 - 1970
приятиях носит во многом формальный ха рактер; права предприятий в хозяйственной деятельности ограничены». Читая дальше, стоит обратить внимание на то, с какой последовательностью упот ребляется в постановлении Пленума слово «система». Сначала «система материального поощрения», затем «вся система планирова ния, руководства хозяйством и материаль ного поощрения», «система хозяйственного управления» и наконец: «новая система хо зяйствования». Новая система, а не заплат ки на старой. Конкретный механизм реформы был об народован в постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 4 октября 1965 года «О совершенствовании планиро вания и усилении экономического стимули рования промышленного производства». Здесь уже можно увидеть воочию именно систему, убедиться в родстве ее с ленински ми принципами руководства хозяйством. И еще на один вопрос хочется найти от вет в документах реформы: это вопрос о ее будущем. Миновал трехлетний срок, отве денный сентябрьским Пленумом для перево да промышленности на новую систему пла нирования и экономического стимулирова ния. Нет-нет да и мелькнет в печати: «от расль (или область) з а в е р ш и л а ре ф о р м у». Что же — и в самом деле рефор ма ограничивается тем, что уже сделано? Нет, многие из важных задач, поставлен ных сентябрьским Пленумом, еще предстоит решать. Это и переход на оптовую торгов лю, и отмена централизованного планирова ния фонда заработной платы, и повышение роли платы за производственные фонды и рентных платежей, и введение хозрасчета в звеньях управления хозяйством. В партийных документах ясно говорится, что реформа не завершает, а скорее только начинает свою работу. Возьмем Директивы XXИI съезда партии. Из раздела «Главные задачи развития народного хозяйства СССР на 1966—1970 гг.»: «Необходимо полностью осуществить хозяйственные мероприятия, предусмотренные решениями мартовского и сентябрьского (1965 г.) Пленумов ПК КПСС. Разработанные партией в последние годы методы хозяйственного строительства и руководства экономикой должны получить дальнейшее развитие». Очень важные слова, которые нельзя забывать. - - ■> - Возвращаясь к традиции Директив XV съезда по первой пятилетке, XXIII съезд партии не ограничивается цифровыми зада ниями. В разделе главных задач пятилетки отдельный обширный пункт посвящен систе ме и методам управления экономическим развитием, стилю работы хозяйственных кадров. Здесь политика хозяйственной ре формы находит ясное выражение как в об щих установках, так и в разделении задач, которые предлагается решать, с одной сто роны, центральным органам, с другой — предприятиям. Это разделение ограждает предприятия от необоснованного вмешатель ства «сверху». Даны на сей счет и прямые указания: «овладевать методами экономиче ского руководства, вести борьбу против формального администрирования», строго и последовательно соблюдать принципы со циалистического хозяйствования, не допус кать необоснованной регламентации хозяй ственной и финансовой деятельности пред приятий». Листаем последний том сборника; от расль за отраслью, проблема за проблемой, из месяца в месяц все новые постановления ЦК партии, правительства по конкретным делам реформы. Можно видеть шаг за ша гом развитие новой системы, предписанное съездом. Одного здесь нет: никаких слов о «за вершении реформы». Работа большая и сложная, никто еще не в силах предсказать, когда мы управимся с ней. * * * В стане наших противников немало охот ников изобразить социализм, как нечто пло ское, однообразное, убогое по экономической организации. Документы показывают обрат ное: возможности социалистического хо зяйствования огромны и далеко-далеко еще не познаны, опыт его чрезвычайно обширен и многогранен. Многое из созданного за пятьдесят лет мы стали забывать, другое пока не сумели глубоко изучить и прило жить к делу. Давайте же черпать смелее из этого ис точника: это ведь наше кровное, нашим об щественным строем созданное, нам принад лежащее богатство. Может быть, главное из наших богатств — опыт полувека.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2