Сибирские огни № 07 - 1970
дящих органов, порождавшие обстановку безответственности и нервозности в рабо те». Так, первое после октября 1964 года крупное партийное решение по хозяйствен ным вопросам четко определило основную линию: совершенствование экономической системы, осуждение необоснованных адми нистративных перестроек. Здесь было уже зерно всеобъемлющей хозяйственной ре формы — и решение партии о реформе по следовало в том же году. Но сначала был эксперимент. 3 апреля 1965 года Совет Министров СССР принял постановление «О применении в виде опы та нового порядка планирования работы автомобильных хозяйств и руководства ими». Предлагалось перевести пять крупных автомобильных хозяйств Москвы и Ленин града «на полную самоокупаемость с уста новлением этим автомобильным хозяйствам одного планового показателя — размера от числений от прибыли в бюджет. Все осталь ные плановые показатели (по перевозкам, труду, себестоимости и др.) устанавливают ся руководителями этих автомобильных хо зяйств». Употребленное здесь слово «самоокупае мость» — это уже непосредственно из ленин ского обихода 1921—1922 годов. Вспомнить об опыте двадцатых годов заставляет и вся изложенная в правительственном постанов лении система экономических условий экс перимента. Наряду с обязательной клиентурой авто хозяйствам разрешалось обслуживать по своему усмотрению другие предприятия и организации. В распоряжении коллективов оставалось СО процентов сверхплановой при были, которую они могли расходовать на премии, жилищное строительство, социаль но-культурные нужды и развитие производ ства'. Автохозяйства сами устанавливали размеры зарплаты и условия материального стимулирования всех категорий работников. Единственное ограничение: зарплата дирек тора может превышать среднюю зарплату шофера в полтора-два раза — не более. (Пользуясь этим правом, в московском ав токомбинате № 1 вообще отменили твердые оклады инженерно-техническим работникам и служащим, заменив их коэффициентами к фактической средней зарплате шоферов за каждый месяц. Директор мог хорошо зара ботать лишь в том случае, если хорошо за работал шофер. Шофер, в свою очередь, мог хорошо заработать лишь в том случае, если наилучшим образом способствовал достиже нию максимальных результатов всем кол лективом автохозяйства. Наконец, автохо зяйство имело наилучшие экономические ре зультаты в том случае, если с наименьшими затратами создавало максимум услуг клиен там и в конечном счете — если приносило наибольшую пользу государству). Более того, автохозяйства получили пра во материально поощрять за счет своих средств работников других предприятий, если они обеспечивали лучшее использова ние машин — например, ускоряли погрузку, выгрузку и т. п. Разрешено было покупать, продавать и списывать транспортные средства, оборудо вание, инвентарь и другие материальные ценности любой стоимости. Конечно, расширения прав было недоста точно для того, чтобы воспроизвести для пяти хозяйств всю обстановку экономиче ской системы хозяйствования: поставщики, клиенты, руководящие автотранспортные органы — все вокруг оставалось еще в ста рой, дореформенной системе. И все-таки прогресс этих пяти хозяйств по масштабам и головокружительной быстроте превзошел все ожидания. Итоги эксперимента в свое время подробно освещались в печати, о них сказано в материалах сентябрьского Плену ма ЦК КПСС 1965 года — нет нужды повто рять все это. Один вывод для всех очевиден: новая система действенна, жизнеспособна, необходима. Внедрить ее в масштабах всего народного хозяйства не так просто, как в пяти коллективах, но внедрять надо. 29 сентября 1965 года Пленум ЦК КПСС принял постановление «Об улучшении управления промышленностью, совершен ствовании планирования и усилении эконо мического стимулирования промышленного производства». Начиналась реформа. Конец пятого и весь шестой том сборни ка посвящены трем последним годам пяти десятилетия. Такое подчеркнутое внимание к этим годам закономерно. Рассматривая опубликованные здесь, десятки документов, прямо связанных с построением здания ре формы, читатель найдет множество призна ков прямой связи современной экономиче ской политики партии с ленинскими истока ми. Есть и другие важные вопросы, ответ на которые дает сборник. Среди них — вопрос о характере нынешнего поворота. Что вооб ще кроется за словом «реформа»? Начнем читать постановление сентябрь ского Пленума: «В области руководства на родным хозяйством партия все глубже вни кает в сущность экономических отношений в нашем обществе для того, чтобы правильно: использовать экономические законы и огром ные творческие возможности в интересах народа». Обратим внимание на предмет изучения, указанный партией: «Сущность экономиче ских отношений в нашем обществе» и на. инструменты, которыми предлагается поль зоваться: экономические законы социализма. Нет, не с частностей начинает свое поста новление Пленум ПК. Напомним затем оценку старой системы: «Пленум ПК КПСС отмечает, что существу ющая организационная структура управле ния. методы планирования и экономического стимулирования в промышленности не отве чают современным условиям и уровню раз вития производительных сил. Серьезным недостатком в руководстве промышленностью является то, что в нем превалировали административные методы в ущерб экономическим. Хозрасчет на пред
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2