Сибирские огни № 07 - 1970

дящих органов, порождавшие обстановку безответственности и нервозности в рабо­ те». Так, первое после октября 1964 года крупное партийное решение по хозяйствен­ ным вопросам четко определило основную линию: совершенствование экономической системы, осуждение необоснованных адми­ нистративных перестроек. Здесь было уже зерно всеобъемлющей хозяйственной ре­ формы — и решение партии о реформе по­ следовало в том же году. Но сначала был эксперимент. 3 апреля 1965 года Совет Министров СССР принял постановление «О применении в виде опы­ та нового порядка планирования работы автомобильных хозяйств и руководства ими». Предлагалось перевести пять крупных автомобильных хозяйств Москвы и Ленин­ града «на полную самоокупаемость с уста­ новлением этим автомобильным хозяйствам одного планового показателя — размера от­ числений от прибыли в бюджет. Все осталь­ ные плановые показатели (по перевозкам, труду, себестоимости и др.) устанавливают­ ся руководителями этих автомобильных хо­ зяйств». Употребленное здесь слово «самоокупае­ мость» — это уже непосредственно из ленин­ ского обихода 1921—1922 годов. Вспомнить об опыте двадцатых годов заставляет и вся изложенная в правительственном постанов­ лении система экономических условий экс­ перимента. Наряду с обязательной клиентурой авто­ хозяйствам разрешалось обслуживать по своему усмотрению другие предприятия и организации. В распоряжении коллективов оставалось СО процентов сверхплановой при­ были, которую они могли расходовать на премии, жилищное строительство, социаль­ но-культурные нужды и развитие производ­ ства'. Автохозяйства сами устанавливали размеры зарплаты и условия материального стимулирования всех категорий работников. Единственное ограничение: зарплата дирек­ тора может превышать среднюю зарплату шофера в полтора-два раза — не более. (Пользуясь этим правом, в московском ав­ токомбинате № 1 вообще отменили твердые оклады инженерно-техническим работникам и служащим, заменив их коэффициентами к фактической средней зарплате шоферов за каждый месяц. Директор мог хорошо зара­ ботать лишь в том случае, если хорошо за­ работал шофер. Шофер, в свою очередь, мог хорошо заработать лишь в том случае, если наилучшим образом способствовал достиже­ нию максимальных результатов всем кол­ лективом автохозяйства. Наконец, автохо­ зяйство имело наилучшие экономические ре­ зультаты в том случае, если с наименьшими затратами создавало максимум услуг клиен­ там и в конечном счете — если приносило наибольшую пользу государству). Более того, автохозяйства получили пра­ во материально поощрять за счет своих средств работников других предприятий, если они обеспечивали лучшее использова­ ние машин — например, ускоряли погрузку, выгрузку и т. п. Разрешено было покупать, продавать и списывать транспортные средства, оборудо­ вание, инвентарь и другие материальные ценности любой стоимости. Конечно, расширения прав было недоста­ точно для того, чтобы воспроизвести для пяти хозяйств всю обстановку экономиче­ ской системы хозяйствования: поставщики, клиенты, руководящие автотранспортные органы — все вокруг оставалось еще в ста­ рой, дореформенной системе. И все-таки прогресс этих пяти хозяйств по масштабам и головокружительной быстроте превзошел все ожидания. Итоги эксперимента в свое время подробно освещались в печати, о них сказано в материалах сентябрьского Плену­ ма ЦК КПСС 1965 года — нет нужды повто­ рять все это. Один вывод для всех очевиден: новая система действенна, жизнеспособна, необходима. Внедрить ее в масштабах всего народного хозяйства не так просто, как в пяти коллективах, но внедрять надо. 29 сентября 1965 года Пленум ЦК КПСС принял постановление «Об улучшении управления промышленностью, совершен­ ствовании планирования и усилении эконо­ мического стимулирования промышленного производства». Начиналась реформа. Конец пятого и весь шестой том сборни­ ка посвящены трем последним годам пяти­ десятилетия. Такое подчеркнутое внимание к этим годам закономерно. Рассматривая опубликованные здесь, десятки документов, прямо связанных с построением здания ре­ формы, читатель найдет множество призна­ ков прямой связи современной экономиче­ ской политики партии с ленинскими истока­ ми. Есть и другие важные вопросы, ответ на которые дает сборник. Среди них — вопрос о характере нынешнего поворота. Что вооб­ ще кроется за словом «реформа»? Начнем читать постановление сентябрь­ ского Пленума: «В области руководства на­ родным хозяйством партия все глубже вни­ кает в сущность экономических отношений в нашем обществе для того, чтобы правильно: использовать экономические законы и огром­ ные творческие возможности в интересах народа». Обратим внимание на предмет изучения, указанный партией: «Сущность экономиче­ ских отношений в нашем обществе» и на. инструменты, которыми предлагается поль­ зоваться: экономические законы социализма. Нет, не с частностей начинает свое поста­ новление Пленум ПК. Напомним затем оценку старой системы: «Пленум ПК КПСС отмечает, что существу­ ющая организационная структура управле­ ния. методы планирования и экономического стимулирования в промышленности не отве­ чают современным условиям и уровню раз­ вития производительных сил. Серьезным недостатком в руководстве промышленностью является то, что в нем превалировали административные методы в ущерб экономическим. Хозрасчет на пред

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2