Сибирские огни № 07 - 1970
.шилось — пожалуй, даже возросло по срав нению с предвоенными годами. Например, в постановлении Государственного Комите та Обороны от 3 января 1942 года «О восстановлении железных дорог», наряду с многими конкретными плановыми зада ниями, организационными и технологиче скими указаниями, содержится подробное описание системы аккордной оплаты тру да и условий премирования, которые над лежит срочно пустить в ход. На разработ ку инструкции о порядке применения ак кордной оплаты Наркомату путей сообще ния давалось пять дней. Постановление Совнаркома СССР и ЦК ВКП(б) от 18 марта 1943 года «О го сударственном плане развития сельского хозяйства на 1943 г.» также не только ставит многочисленные конкретные задачи, но и предусматривает их обеспечение. И здесь на первом плане. обеспечение мате риально-техническое, но не забыт и «чело веческий элемент». Яркое представление о масштабах во енной перестройки экономики дают по становление Совнаркома СССР и ЦК пар тии от 16 августа 1941 года «О военно-хо зяйственном плане на IV квартал 1941 г. и на 1942 г. по районам Поволжья, Урала, Западной Сибири, Казахстана и Средней Азии» и постановление Государственного Комитета Обороны от 9 ноября 1941 года «О восстановлении производства предприя тий черной металлургии, эвакуированных «а Урал и Сибирь, и о наращении мощно стей за счет ввода в действие новых агре гатов в ноябре-декабре 1941 г. и в январе 1942 г.». Предписывалось за один только ноябрь 1941 года обеспечить прирост годо вой мощности по выплавке стали на пред приятиях Урала и Сибири на 400 тысяч тонн, а за три месяца — на 1120 тысяч тонн. Вот какой эффективной оказалась система централизованного управления, сложившаяся в тридцатые годы. Но с окончанием войны обстановка для .развития хозяйства изменилась — как и в 1921 году. Однако на сей раз никаких пе ремен в системе управления не произошло. Документы напоминают о переводе про мышленности на мирные рельсы, об отме не карточек и денежной реформе в 1947 году, об успехах послевоенного вос становления, предусмотренного четвертой пятилеткой. Но о возврате к хозрасчету ре чи не было. Наоборот, система централизо ванного администрирования закреплялась и совершенствовалась. Росло число мини стерств, в некоторых отраслях их стало по два: одно для восточных, другое для за падных районов. Правда, и в эти годы продолжали го ворить о хозрасчете. По само понимание слова «хозрасчет» существенно изменилось. Постановление Совета Министров СССР ■от 7 мая 1946 года говорит об ослабле нии внимания «к финансовому хозяйству и к укреплению хозяйственного расчета предприятий, что, в частности, выражается в несвоевременном представлении отчетов и в отсутствии со стороны министерств реви зий...» Что до хозрасчетных прав предприятий, то об их границах можно судить хотя бы по такому указанию (из того же постанов ления) : «Продлить до конца 1946 г. предостав ленное директорам предприятий право, в по рядке исключения, с разрешения мини стерств производить реализацию другим государственным и кооперативным пред приятиям и учреждениям выявленные по состоянию на 1 января 1946 г. излишние... и ненужные для данного предприятия ма териалы». Таким образом, экономические методы управления, которые считались нормой, в сороковые годы стали довольно редким исключением. Административная же систе ма, когда-то считавшаяся исключительной, годной лишь для чрезвычайных условий,— стала нормой. Понадобился XX съезд партии, понадо бился. восьмилетний опыт совнархозов, убе дивший в недостаточности чисто аппарат ных перестроек, понадобился, наконец, ок тябрь 1964-го, чтобы пришли март и сен тябрь 1965-го, закрепленные XXIII съез дом партии. Постановления мартовского и сентябрь ского Пленумов ЦК партии и примыкаю щие к ним постановления ЦК КПСС и Со вета Министров СССР — это те документы, которые вместе с решениями XXIII съез да объединены в сознании двумя словами: экономическая реформа. * * * Реформа — еще не история, а сегодняш няя наша жизнь. День за днем мы наблю даем все новые ее шаги. Но с некоторых точек зрения мы уже можем оценивать ее и в историческом плане. Интересен вопрос о корнях реформы, о связи ее с прошлым опытом социалистического строительства. Обратимся к документам. Резолюция мартовского Пленума 1965 года, анализ недостатков прежней' системы: «Основными причинами отставания сельского хозяйства явились нарушения экономических законов развития социали стического производства, принципов мате риальной заинтересованности колхозников и рабочих совхозов в подъеме обществен ного хозяйства, правильного сочетания об щественных и личных интересов. В значи тельной мере сказался также субъективизм в руководстве, что привело к ошибкам в планировании, финансировании и кредито вании сельского хозяйства, в политике цен. Мало выделялось капиталовложений на производственное и культурно - бытовое строительство, слабо укреплялась матери ально-техническая база. Большой вред кол хозному и совхозному производству нано сили необоснованные перестройки руково
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2