Сибирские огни № 07 - 1970

Лись, так сказать, «арьергардные бои». Партия стремилась по возможности сохра- нить элементы хозрасчета далее в условиях всеобщей централизации. Это отразилось в целом ряде документов. В частности, сильно подорвала хозрасчет предприятий кредитная реформа 1930 года, призванная обеспечить концентрацию фи­ нансовых средств для нужд индустриализа­ ции. И сразу же последовали меры в под­ держку хозрасчета. 14 января 1931 года — постановление Совнаркома «О мерах улуч­ шения практики кредитной реформы». 20 марта 1931 года — постановление Сов­ наркома «Об изменении в системе кредито­ вания, укрепления кредитной работы и обе­ спечении хозяйственного расчета во всех хозяйственных органах». 12 апреля 1931 го­ д а— Директивы ЦК ВКП(б) «О поправ* ках к кредитной реформе и о кампании по заключению договоров». 21 октября 1931 года — обращение Совнаркома СССР и ЦК ВКП(б) «О новых мероприятиях по внед­ рению хозяйственного расчета». И все же давление объективных условий оказывалось сильнее. Наступление адми­ нистративных методов после решения об ускоренной индустриализации было неиз­ бежно. И столь же последовательным было во­ зобновление внимания к экономическим ме­ тодам в середине тридцатых годов, когда политика ускоренной индустриализации сде­ лала свое дело и вывела советскую про­ мышленность на первое место в Европе. Начался почти забытый ныне, а тогда очень известный экономический экспери­ мент на Макеевском металлургическом за­ воде. Началось оживленное обсуждение проблем хозрасчета в печати. Изменение хозяйственной обстановки отразилось и в правительственных документах. 19 апреля 1936 года ЦИК и Совнарком СССР приня­ ли постановление «О фонде директора предприятия за счет прибылей». 15 июля того же года — постановление ЦИК и Сов­ наркома «О хозрасчетных правах главных управлений промышленных народных ко­ миссариатов». Это последнее предлагало «присвоить главным управлениям народных комисса­ риатов тяжелой, легкой, пищевой и лесной промышленности наряду с производствен­ ными функциями сбытовые и снабжение- ские функции на основе хозяйственного ра­ счета...». Итак, хозрасчетные звенья управ­ ления, возникшие в лице синдикатов в на­ чале двадцатых годов, официально признан­ ные единственными в лице объединений в 1929 году, начавшие хиреть с созданием промышленных наркоматов в 1932 году и ликвидированные в 1934 году, уже в 1936 году начали возрождаться в лице хоз­ расчетных главков. Не надо преувеличивать глубину этого нового сдвига к хозрасчету и меру осуще­ ствления принятых постановлений. В бла­ гоприятных условиях наметившийся воз­ врат к норме мог стать полным. Но условия не были благоприятными. Дело не только в известных внутриполитических событиях (макеевский эксперимент, например, был прерван в 1937 году). Дело и в том, что вновь ухудшилась международная обста­ новка. В 1939 году на Западе началась вой­ на. Не было надежды долго оставаться в стороне от нее. Документы того времени носят ярко выраженный предгрозовой ха­ рактер. 20 апреля 1940 года — постановле­ ние Совнаркома и ЦК ВКП(б) о подъеме сельского хозяйства в восточных районах: Сибири и Казахстане. 26 июня 1940 года—- Указ Президиума Верховного Совета СССР «О переходе на восьмичасовой рабочий день, на семидневную рабочую неделю и 0 запрещении самовольного ухода рабо­ чих и служащих с предприятий и учреж­ дений». 19 октября 1940 года — Указ «О порядке обязательного перевода инжене­ ров, техников, мастеров, служащих и ква­ лифицированных рабочих с одних предпри­ ятий и учреждений в другие». На шесть лет — до 1945-го — чрезвычай­ ные меры стали нормой. В этой обстанов­ ке закономерно отодвигались решения о демократизации и децентрализации хозяй­ ственного управления, о расширении прав предприятий и ослаблении административ­ ного контроля над ними. Однако в текущей практике трудно установить необходимую границу центра­ лизации. Возьмем для примера постанов­ ление от 1 августа 1940 года «Об уборке и заготовках сельскохозяйственных про­ дуктов». Здесь наряду с политическими и экономическими указаниями содержатся и технологические: «Установить, что убор­ ка Табаков должна производиться при на­ личии полной технической зрелости строго по ярусам, не допуская перезревания Та­ баков, а также сбора недозрелых листьев» и т. д. Казалось бы, наибольшая администра­ тивная централизация должна происходить в военное время, когда она целиком оправ­ дана, нужна, спасительна. Но смотришь документы,— и не совсем так получается. Та степень централизации, которая сложи­ лась перед войной, оказалась даже для военной обстановки чрезмерной, мешающей делу. Поэтому одним из самых первых после начала войны хозяйственных реше­ ний было постановление Совнаркома от 1 июля 1941 года «О расширении прав на­ родных комиссаров СССР в условиях во­ енного времени». Это был шаг в направлении децентрали­ зации. Наркомам дали некоторые важные права, которые прежде имели только пра­ вительство или Госплан. Расширялись ча­ стично и права предприятий. Речь шла прежде всего о праве наркомов и директо­ ров распределять и перераспределять ма­ териальные ресурсы — капитальные вложе­ ния и фонд зарплаты. В условиях войны было бы, конечно, нелепо думать о хозрасчете, экономиче­ ских методах управления. Но внимание к материальному стимулированию не умень-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2