Сибирские огни № 07 - 1970
Лись, так сказать, «арьергардные бои». Партия стремилась по возможности сохра- нить элементы хозрасчета далее в условиях всеобщей централизации. Это отразилось в целом ряде документов. В частности, сильно подорвала хозрасчет предприятий кредитная реформа 1930 года, призванная обеспечить концентрацию фи нансовых средств для нужд индустриализа ции. И сразу же последовали меры в под держку хозрасчета. 14 января 1931 года — постановление Совнаркома «О мерах улуч шения практики кредитной реформы». 20 марта 1931 года — постановление Сов наркома «Об изменении в системе кредито вания, укрепления кредитной работы и обе спечении хозяйственного расчета во всех хозяйственных органах». 12 апреля 1931 го д а— Директивы ЦК ВКП(б) «О поправ* ках к кредитной реформе и о кампании по заключению договоров». 21 октября 1931 года — обращение Совнаркома СССР и ЦК ВКП(б) «О новых мероприятиях по внед рению хозяйственного расчета». И все же давление объективных условий оказывалось сильнее. Наступление адми нистративных методов после решения об ускоренной индустриализации было неиз бежно. И столь же последовательным было во зобновление внимания к экономическим ме тодам в середине тридцатых годов, когда политика ускоренной индустриализации сде лала свое дело и вывела советскую про мышленность на первое место в Европе. Начался почти забытый ныне, а тогда очень известный экономический экспери мент на Макеевском металлургическом за воде. Началось оживленное обсуждение проблем хозрасчета в печати. Изменение хозяйственной обстановки отразилось и в правительственных документах. 19 апреля 1936 года ЦИК и Совнарком СССР приня ли постановление «О фонде директора предприятия за счет прибылей». 15 июля того же года — постановление ЦИК и Сов наркома «О хозрасчетных правах главных управлений промышленных народных ко миссариатов». Это последнее предлагало «присвоить главным управлениям народных комисса риатов тяжелой, легкой, пищевой и лесной промышленности наряду с производствен ными функциями сбытовые и снабжение- ские функции на основе хозяйственного ра счета...». Итак, хозрасчетные звенья управ ления, возникшие в лице синдикатов в на чале двадцатых годов, официально признан ные единственными в лице объединений в 1929 году, начавшие хиреть с созданием промышленных наркоматов в 1932 году и ликвидированные в 1934 году, уже в 1936 году начали возрождаться в лице хоз расчетных главков. Не надо преувеличивать глубину этого нового сдвига к хозрасчету и меру осуще ствления принятых постановлений. В бла гоприятных условиях наметившийся воз врат к норме мог стать полным. Но условия не были благоприятными. Дело не только в известных внутриполитических событиях (макеевский эксперимент, например, был прерван в 1937 году). Дело и в том, что вновь ухудшилась международная обста новка. В 1939 году на Западе началась вой на. Не было надежды долго оставаться в стороне от нее. Документы того времени носят ярко выраженный предгрозовой ха рактер. 20 апреля 1940 года — постановле ние Совнаркома и ЦК ВКП(б) о подъеме сельского хозяйства в восточных районах: Сибири и Казахстане. 26 июня 1940 года—- Указ Президиума Верховного Совета СССР «О переходе на восьмичасовой рабочий день, на семидневную рабочую неделю и 0 запрещении самовольного ухода рабо чих и служащих с предприятий и учреж дений». 19 октября 1940 года — Указ «О порядке обязательного перевода инжене ров, техников, мастеров, служащих и ква лифицированных рабочих с одних предпри ятий и учреждений в другие». На шесть лет — до 1945-го — чрезвычай ные меры стали нормой. В этой обстанов ке закономерно отодвигались решения о демократизации и децентрализации хозяй ственного управления, о расширении прав предприятий и ослаблении административ ного контроля над ними. Однако в текущей практике трудно установить необходимую границу центра лизации. Возьмем для примера постанов ление от 1 августа 1940 года «Об уборке и заготовках сельскохозяйственных про дуктов». Здесь наряду с политическими и экономическими указаниями содержатся и технологические: «Установить, что убор ка Табаков должна производиться при на личии полной технической зрелости строго по ярусам, не допуская перезревания Та баков, а также сбора недозрелых листьев» и т. д. Казалось бы, наибольшая администра тивная централизация должна происходить в военное время, когда она целиком оправ дана, нужна, спасительна. Но смотришь документы,— и не совсем так получается. Та степень централизации, которая сложи лась перед войной, оказалась даже для военной обстановки чрезмерной, мешающей делу. Поэтому одним из самых первых после начала войны хозяйственных реше ний было постановление Совнаркома от 1 июля 1941 года «О расширении прав на родных комиссаров СССР в условиях во енного времени». Это был шаг в направлении децентрали зации. Наркомам дали некоторые важные права, которые прежде имели только пра вительство или Госплан. Расширялись ча стично и права предприятий. Речь шла прежде всего о праве наркомов и директо ров распределять и перераспределять ма териальные ресурсы — капитальные вложе ния и фонд зарплаты. В условиях войны было бы, конечно, нелепо думать о хозрасчете, экономиче ских методах управления. Но внимание к материальному стимулированию не умень-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2