Сибирские огни № 07 - 1970
ческой политике благотворно сказывался в течение всей второй пятилетки, завершив шейся в 1937 году. Ниже мы вернемся еще к некоторым интересным документам сере дины этого десятилетия. В последнее время ряд экономистов ста вит вопрос: было ли форсирование темпов индустриализации оправданным, принесло ли оно пользу? Если говорить о длительном максимуме темпа развития всего народ ного хозяйства в целом, то трудно оспари вать вполне определенный ответ на этот воп рос. Нарушение естественных пропорций развития народного хозяйства в конечном счете неизбежно снижает общий итог. Но ведь за общим итогом, включающим темпы подъема сельского хозяйства и легкой про мышленности, тогда и не гнались, за длитель ным максимумом, видимо, тоже. XVI съезд поставил вполне конкретную задачу — в ко роткий срок вырвать из состояния отстало сти лишь тяжелую промышленность. И эта цель, несомненно, была достигнута. Всякое новое поколение умно постольку, поскольку обогатилось опытом предыдуще го, и в то же время может показаться на ивным следующим поколениям. Поэтому не надо считать особой заслугой нашей широ кое понимание того, что отнюдь не было столь ясным десятилетия назад. Сам отход от хозяйственной политики двадцатых годов трудно было осознать в свое время, хотя сейчас он очевиден для любого вдумчивого экономиста. Так, в книге Б. Ракитского «Формы хо зяйственного руководства предприятиями», выпущенной в 1968 году Институтом эконо мики Академии наук СССР, читаем: «...ут- Еердивг'зяся в 30-х годах система руковод ства не продолжала развитие прежней си стемы хозяйственных органов, а заменила ее, была ее отрицанием. Новая система бы ла до такой степени несхожа с предыдущей в методах руководства, что ей не подошли 'даже прежние формы управления». Анали зируя затем серьезные объективные причи ны, вызвавоше такой поворот, Б. Ракитский заключает: «Так в общих чертах установи лась та самая система хозяйственного ру ководства, которая просуществовала до хо зяйственной реформы, начавшейся в 1966 г. При этой системе вышестоящие органы бы ли нехозрасчетны, а хозрасчет предприятия носил во многом формальный характер. Ди рективные методы управления брали верх над хозрасчетными». Эту оценку можно признать в целом верной, хотя периодизация требует некото рых уточнений. В частности, безраздельное господство административной системы вер нее было бы датировать не 1930—1965 го дами, а примерно 1938—1953-м. В середине же тридцатых годов и в 1953—1965-м эта система хотя и преобладала, но допуска ла и существование другой тенденции. В первом случае эта тенденция экономиче ского управления была как бы отзвуком прежнего стиля работы, во втором — слу жила подготовкой и предвестьем нынешней реформы. Но и об этом речь — впереди. * * * Знаменательное обстоятельство: наступ ление хозрасчета в самых разных условиях — будь то в 1921 или в 1965 году — всегда на чиналось как осознанный комплекс мер, как реформа, тщательно продуманная и подго товленная партией. А отступление— будь то в 1919, в 1930—1932 или в 1939—1941 годах — всегда .вызывалось давлением об стоятельств, оно не провозглашалось созна тельно как «реформа наоборот», а склады валось объективно шаг за шагом в потоке отдельных, порой вынужденных решений. Взять хотя бы реформу 1921 года. От первого упоминания о замене разверстки налогом в ленинском черновом наброске 8 февраля до резолюции X съезда партии 15 марта прошло немногим больше месяца, но в этот поразительно короткий период уложился весь мыслимый набор подгото вительных мер. Был эксперимент — предва рительная отмена разверстки в тринадцати губерниях. Было обсуждение в печати — ряд статей в «Правде». Было изучение мнения масс: М. И. Калинин по просьбе В. И. Ле нина собрал беспартийных крестьян — деле гатов VIII съезда Советов, Ленин сам за писал их предложения и разослал эту за пись членам ЦК и наркомам. Наконец, бы ло обсуждение на партийном съезде, резо люция съезда и затем декрет Совнаркома уже с более конкретными указаниями. А в последующие месяцы на основе продналога была разработана в комплексе новая эко номическая политика для всех отраслей хо зяйства. Ленин разъяснял, что это не слу чайный тактический ход, а осознанная стра тегия всерьез и надолго, на десятки лет. Напротив, отход от такой политики всегда складывался из частных решений, не носивших всеобщего характера. И даже в пору «военного коммунизма» партия не до пускала излишнего увлечения «коммуни- стичностыо» отдельных начинаний. Так, декрет Совнаркома от 16 марта 1919 года о потребительских коммунах был изменен уже в июне того же года. ВЦИК заменил название «потребительская коммуна» дру гим: «потребительское общество». Ленин говорил, одобряя это решение, в «Великом почине»: «Было бы очень полезно слово «коммуна» изгнать из ходячего ^употребле ния, запретить хватать это слово первому встречному...»,1 «...столь почетное название надо завоевать долгим и упорным тру дом...».2 В 1930—1932 году роль ограничений хоз расчета была чисто прикладной — никто не возводил их в принцип. Напротив, на каж дой оставляемой хозрасчетной позиции ве- 1 В. И. Л е н и н . Собр, соч,. т, 39, стр. 26. 2 Там же.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2